Направления конференции

Авторизация



РОДИТЕЛИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ТОЧЕК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Е.В. Ядыкина,

педагог-психолог

МАУДО «Центр развития творчества

детей и юношества»

муниципального образования

город Бугуруслан

 

«Дети – это люди, данные нам

на время, и от нас зависит

их вера в себя и любовь к миру»

М. Монтессори

Одним из важных и необходимых направлений в деятельности учреждения дополнительного образования является взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся. Работа педагога становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.

В наше стремительное время в век скоростных технологий и интернет коммуникаций огромное влияние на ребенка имеют социальные сети, СМИ. Интернет паутина поработила и заполнила время  взрослых, которые в свою очередь стали уделять меньше внимания на воспитание собственных чад. Именно поэтому помощь психолога становится все более востребованной и актуальной.

В своей работе психолога Центра творчества  использую различные  формы работы с родителями,  которые  дают  возможность педагогам познакомиться с отношениями в семье, создаю  условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, способствую  согласованному принятию совместных решений.

В  практике  применяю различные формы  взаимодействия с родителями.

Одна из основных форм работы – родительское собрание.  Мною проведены собрания в форме игры «Разрешается, запрещается», тематической дискуссии родителей с приглашенными специалистами по  теме: «Права ребенка»,  в форме «круглого стола», направленного на профилактику негативного поведения подростков «Дорога жизни».

Наглядным отражением работы  Центра творчества является информационный стенд.  Материалы стенда адресованы не только родителям, но и самим детям: контакты служб доверия, советы выхода из кризисных ситуаций, советы по предупреждению агрессии, буклет  ответственности, памятка «Безопасный интернет».

Выставку, как форму представления творческих работ обучающихся, чаще провожу совместно с родителями, бабушками, дедушками с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи. Совместно с педагогами обучающиеся Центра творчества устраивают выставки перед каждым праздничным событием (Новый год, праздник мам и пап, день Космонавтики, день Великой Победы, день семьи).

Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы. Проводится с целью демонстрации творческого роста детей, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения Центра творчества. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.

Благодарственное письмо родителям использую с целью  выражения благодарности за помощь, активное участие, поддержку и инициативу.

Работаю по программе «Школа приемных родителей», целью которой является формирование системы отношений, построенных на принятии ребенка, уважения его личности и предоставление возможностей реализации его потребностей.  Работая с родителями, желающими взять под опеку детей, применяю:

- опыт личного консультирования, групповых тренингов, мозговых штурмов, дискуссий и деловых игр;

- корректирую воспитательные установки и стереотипы родителей;

- формирую отношения партнерства в замещающих семьях  и ответственность за воспитание ребенка;

- снижаю личностную тревогу, повышаю стрессоустойчивость родителей;

- развиваю навыки  конструктивного общения, повышая психолого-педагогическую компетентность.

Самой эффективной формой работы считаю индивидуальное консультирование родителей по решению конкретных психолого-педагогических, личностных  проблем. Среди часто задаваемых вопросов встречаются следующие:

- ужасное поведение в школе (прогулы);

- агрессия к родителям, частые ссоры;

- грубость, частая ложь, воровство;

- суицидальные наклонности;

- уход из дома (побеги);

- уход в интернет;

- употребление ПАВ, неблагоприятные компании;

- замкнутость, потеря контакта с родителями.

Родители, обращаясь за помощью, рассчитывают на успешное решение воспитательных задач. Но именно семья была, есть и будет главнейшим институтом воспитания личности ребенка. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка.  Исходя из этого, следует уделить особое внимание  работе с   семьей,  научить, помочь, подсказать родителям, как стать «домашним» психологом.

Часто проблемное поведение ребёнка является реакцией  на стресс (нередко хронический). То есть проблемное поведение для ребёнка может быть «психологической разгрузкой».

Пока родители занимаются воспитанием своего ребёнка, до момента созревания (до 17 лет включительно), они вносят главный вклад в формирование его психики, характера, привычек, жизненных и человеческих ценностей, в его поведение. Именно родители своим отношением к ребёнку, своим восприятием, способами и стилями воспитания формируют в нём как проблемное, так и не проблемное поведение.

Когда у ребенка (подростка) есть проблемы с поведением, то главная задача родителей – это не запрещать такое поведение, а научится читать его, чтобы вовремя и правильно реагировать, предотвратив «уход» ребёнка, а моя главная задача –  научить этому родителей.

«Нужен ли нам психолог?» - спросите вы, и я вам отвечу – «Нужен!» Порой  человек думает, что все безнадежно плохо, а психолог – это тот человек, который подскажет вам, что нет безвыходных ситуаций, и подберет с вами такой ключик, который откроет для вас новую дверь.

 

Список литературы:

1.Хухлаева О.В Школьная психологическая служба. Работа с родителями
2.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования
3. Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)
5. Семинар-практикум - Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
6. Мицкевич Ж.И. Групповая работа с семьей: детско-родительские отношения
7. Илюшина М.И, Артёмова О.В. Инновационные игровые технологии в работе с замещающими семьями
9. Еремеева А.А. Школа любящих родителей.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер