Авторизация
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
С.В. Чернышова, педагог дополнительного образования ГАУДО «Оренбургской областной Дворец творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко»
В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время предъявляются высокие требования к организации образовательного процесса с данной категорией учащихся: доступная образовательная среда, адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, квалификация педагогов. В оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко, в одном из структурных подразделений – Центр психолого-педагогического и социального сопровождения «Детский орден милосердия» с 1992 года проводится социальная адаптация детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, их эффективная интеграция в социум. Более 15 лет в «Детском ордене милосердия» реализуются два интересных направления работы с детьми о ОВЗ: клуб молодых людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности «Преодоление» и семейный клуб «Доверие». На базе этих объединений реализуются следующие программы: - Комплексная адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально — гуманитарной направленности «Клуб «Преодоление», которая включает в себя следующие модули: «Часы общения, развивающие игры и досуга «Радость вокруг меня»; «Волшебный клубок»; «Творческая мастерская»; «Мир волшебных красок»; «Изонить Плюс». Учащимися клуба «Преодоление» являются молодые люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в возрасте от 17 до 30 лет, которые в силу своих психо-физиологических возможностей не продолжили учебу и не смогли трудоустроиться. Форма занятий с учащимися уже стала традиционной. Кто-то из ребят добирается самостоятельно, кото-то приводят родители. И они остаются на занятия на целый день, что является очень важным фактором для родителей. Ведь ребенок находится под «присмотром», он занимается, развивается, учится. При этом у детей происходит постоянная смена деятельности по выбору (или желанию). - Комплексная адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Доверие» (семейный клуб для детей с особыми образовательными потребностями (школьного возраста) и их родителей), которая включает в себя модули: «Развивающие игры»; «Творческая мастерская»; «Изонить Плюс». По субботам на занятия приходят дети (с родителями), которые учатся в коррекционных школах, находится на домашнем обучении. Здесь так же происходит смена выбранным направлением деятельности. Ведь дети переходят от одного педагога к другому. Эти формы занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья стали традиционными, и основываются на обучении без принуждения, по интересам. Ключевым моментом этих программ является гибкий календарный учебный график, который предусматривает введение новых тем интересных учащимся. Группы «особых» учащихся очень разнообразны. В них входят дети с разными нарушениями развития: нарушения речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Прописываются специальные условия для каждого учащегося на основе ИПР (индивидуальной программы реабилитации или реабилитации ребенка-инвалида), заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. При организации учебного процесса используется основополагающие технологии. Технология разноуровнего обучения предполагает разный уровень усвоения учебного материала в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Так же проводится дифференциация обучения, в ходе которой создаются условия для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, когда педагог при работе с группой взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Технология проблемного обучения является ключевым этапом мотивации. Ведь перед учащимися необходимо выдвинуть такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, необходимо все предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации во многом зависит результативность всего занятия. Коррекционно-развивающая технология направлена на создание такой модели обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого учащегося появляется механизм компенсации имеющегося дефекта, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся и знания приобретают новые качества. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В ходе их применения коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Каким может быть занятие с детьми с особыми образовательными потребностями – традиционным или инновационным, во многом зависит от психо-физического, психо-эмоционального состояния учащихся и профессиональной компетенции педагога. Но какая бы не была форма обучения, необходимо придерживаться следующих правил: - индивидуальный подход к каждому ученику; - поэтапное, пошаговое объяснение заданий; - последовательное выполнение заданий; - повторение учащимися инструкции к выполнению задания; - доступность, наглядность и красочность дидактического иллюстрационного материала; - перемена видов деятельности, предотвращение наступления утомления, чередование занятий и физкультурных пауз; - постоянное поощрение за малейшие успехи, развитие в детях веры в собственные силы и возможности; - мониторинг индивидуальной траектории развития, сравнивание ребенка с ним самим, а не с другими детьми. Для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности существенным и очень важным является процесс социализации. Для учащихся в течение учебного года постоянно организуются различные воспитательные мероприятия: посещение кинотеатров, музеев, выставок, библиотек; участие в спортивно-оздоровительных играх; проведение досуговых развлекательных программ. Мир «особого» ребенка – интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка – безобразен и красив. Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребенка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка допускает лишь своих. |