Направления конференции

Авторизация



ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.С. Михалева,

методист,

кандидат педагогических наук

ГАУДО «Оренбургский областной

Дворец творчества детей и

молодёжи им. В.П. Поляничко»

 

Постановка проблемы. Одним из приоритетных направлений в сфере образования отводят подготовке высококвалифицированных специалистов«способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий», рассматриваемых в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года».

Применение инновационных средств и методов обучения, воспитания, развития детей в дополнительном образовании имеет очень большое значение для повышения качества профессионального мастерства педагогов дополнительного образования. Выявления перспективных средств и методов обучения является актуальным вопросом в современных условиях образования. Большинство педагогических работников по-прежнему используют традиционные методы и средства обучения, такие как, например, простые (словесные, визуальные) и сложные (механические визуальные приборы, аудиальные), объекты окружающей среды (макеты, муляжи). Обусловленность данных понятий имеет практический смысл, который направлен на проектирование и использование экономически эффективных процессов, отражающиеся в качестве различных технологиях. При этом наибольшее затруднение в переосмыслении и применении на практике вызывают креативные педагогические технологии.

Цель исследования: внедрение креативных технологий в образовательный процесс педагогами дополнительного образования. Креативные технологии в нашем исследовании рассматриваются как конкретный инструментарий, целью которого является повышение результативности образовательного процесса в контексте оперативных стратегических целей педагогов дополнительного образования с гарантированным прогнозом креативного продукта. Целью нашего исследования является профессиональное применение педагогами креативных технологий в дополнительном образовании.

Для использования педагогами креативных технологий, в нашем исследовании были определены их структурные компоненты. Выделим основные структурные компоненты креативных технологий (В. Г. Рындак, Е. В. Бугаковой): концептуальный, содержательный, процессуальный, программно-методический. Дадим им краткую характеристику.

Концептуальный компонент креативной технологии предполагает включение в педагогический процесс педагогов дополнительного образования, а именно, в творческую деятельность, провоцирующуюих на создание новой, уникальной руководящей идей, принципов креативной технологии и гипотезы.

Поиск креативных идей для педагогов является  одним из важнейших направлений подготовки занятий, представляющий своеобразный художественный стержень. Оригинальная идея определяет стилистику проведенного занятия, комфортную атмосферу, доброжелательный настрой на плодотворное взаимодействие, а также, предоставим педагогу возможность декорирования своего образовательного пространства [2].

Креативные технологии включают совокупность следующих принципов:

- принцип творческой активности и сознательности обучающихся способствует проявлению активной познавательной деятельности, которая заключается в желании обучающегося принимать участие в обсужденияхна занятиях, использовать полученные знания среди ровесников для решения актуальных для них проблем, тем самым обучающийся получает личный опыт, усваивая общественный;

- принцип психологической комфортности содержится в создании доброжелательной атмосферы посредством диалоговых форм общения, преимущественно с поощрением инициатив обучающихся;

- принцип коллективности подразумевает развитие потенциала обучающихся в компромиссном сочетании с достигнутым уровнем результата в коллективе, где подразумевается, что личный потенциал ребенка отражается на полноте выполненной работы команды и отражает значение коллективных действий;

- принцип самостоятельности опирается на результат собственных усилий, действий обучающегося, исходя из собственных знаний, убеждений, умений собственных суждений;

- принцип творческого самопроявления и ориентации в нестандартных ситуациях;

- принцип уважения к личности обучающегося с разумной требовательностью к нему.

Содержательный компонент нацелен на личностную структуру потенциала обучающегося в развитии его интеллектуального, творческого, духовно-нравственного и ценностного компонента в действенно-практической и эстетико-нравственной сфере личности. По мере изменения состояния личности, проживаемого в содержательном компоненте, происходят изменения поведенческой модели, которые способны генерировать множество оригинальных идей. Свободные ассоциации и генерации идей, характер содержания образования (сомнения и предположения, источник нового поиска), формы изложения – включает содержательный компонент креативной технологии.

Применением креативных методов и средств в обучении характеризуется процессуальным компонентом, который способствует развитию умений рефлексивной деятельности путем поиска противоречий и идти на компромиссы, не навязывая собственного мнения. Данный компонент обеспечивает активизацию поисковой деятельности и характеризуется дополнительными информационными ресурсами, организационными и базовыми формами креативного процесса.

Педагоги в организациях дополнительного образования детей используют следующие креативные методы, обеспечивающие реализацию запланированной педагогической деятельности: прием составления кластера, метод фантастических гипотез, Скампер (Scamper),  «мозговой штурм»,инсерт, приключенческая quest-игра. Дадим им краткую характеристику.

Действенным способом генерации множества оригинальных идей является метод фантастических гипотез. Фантастические гипотезы – это предположение, предвидение ситуации, которое дает возможность обучающимся проявить фантазию, развить воображение, проявить свой потенциал.

Стимулирование новых идей просматривается в методике Скампер (Scamper).Аббревиатура «SCAMPER» указывает на значение каждой буквы слова, характеризующее самостоятельный способ работы над решением изучаемой проблемы: замещение компонентов, объединение с другими объектами или действиями; адаптация или изменение функции, увеличение или уменьшение, использование для других целей, удаление элементов или их упрощение, перестановка действия. Методика  Scamper  оказала положительное влияние на развитие креативных способностей обучающихся, которая позволила не только увидеть проблему с одной стороны, но рассмотреть ее с разных аспектов, объединив при этом не сопоставимые, на первый взгляд, способы и действия.

В качестве продуктивного способа ассоциаций и аналогий является общеизвестный метод «мозгового штурма», который позволяет обучающимся развить мышление на уровне подсознательной активности. Положительной стороной данного метода будут являться следующие операции из четырех типов: во-первых, это отождествление своих проблем с проблемными ситуация группы или социума; во-вторых, умение употреблять метафоры при постановке проблемы; в-третьих, осуществление поиска сходных процессов в других областях науки и практики; в-четвертых, проявление фантазии и чувства юмора.

Прием, позволяющий    обучающемуся отследить свое понимание прочитанного задания, относится к «интерактивной системе записи для эффективного чтения и размышления» («инсерт»). Педагоги, применяя примем инсерт, организуют работу в три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Данный прием способствует формированию умений ранжировать информацию по степени новизны; развитию умений анализировать и классифицировать информацию; отстаиванию своей точки зрения.

Приключенческая quest-игра в работе педагога-организатора – это не только увлекательная игра, это постановка проблемы, реализующая задания воспитательного или образовательного характера. Она предполагает применение элементов сюжетной и ролевой игры, которая связана с поиском предметов и обнаружением объектов, мест или информации. Для квест-игры могут затрагиваться ресурсы какой-либо территории, применяться информационные ресурсы, в том числе и в сети Интернет. Квест-игра может включать одновременно несколько форм: интеллектуальное соревнование, мини-проект, деловая игра, массовая акция, спортивное состязание и другие.

Графическим способом организации предлагаемого материала на занятиях, позволяющим сделать наглядными мыслительные процессы, является прием составления кластера, который способствует полному погружению педагога в заданную тему. В работе с кластером необходимо записывать все, что ассоциируется с поставленной задачей и не прекращать, пока не закончится весь поток идей. Важно предоставить обучающимся возможность проявить инициативу и дать волю воображению и даже интуиции.

Заключительным компонентом креативной технологии является программно-методический прием, включающий программно-методическое обеспечение педагога, а именно: методические и учебные пособия, учебные планы и программы, дидактические материалы и инструментарий, наглядные и технические средства обучения.

Следовательно, понимание креативной технологии рассматривается как особый путь развития общего потенциала обучающегося. Помимо этого, креативные технологии являются многофункциональным результативным процессом мыследеятельности, оказывающим положительное значение на развитие критического и творческого отношения личности к окружающему миру. При этом обучающиеся, выбирая оригинальные решения в проблемных вопросах или ситуациях, смогут успешно самоопределиться в социуме.

Таким образом, креативные технологии являются необходимым средством «в руках» педагога дополнительного образования, успешно способствующим развитию детей. Многие отечественные педагоги подчеркивали важность творчества в личных характеристиках педагога,  так, например, В.А. Сухомлинский утверждал, что педагогу необходимо развивать креативность как главный показатель профессиональной компетентности. В данном случае педагог не будет передавать знания в готовом виде, а поможет обучающимся творчески мыслить, чтобы подвести свою деятельность к логическому завершению, то есть обучающийся сможет самостоятельно добиться результата в своей деятельности. В связи с этим, в нашем исследовании выделялись критерии, которые необходимы педагогу дополнительного образованиядляиспользования креативных технологий с наибольшей продуктивностью:

- формирование педагогического сознания;

- профессиональное саморазвитие, самореализация;

- развитие эрудиции, сопровождаемые выводами и «инсайтом»;

- развитие «интеллектуальной культуры» личности, владение современной методологией творчества, методами постановки и решением актуальных проблем;

- принятие современных методов и форм работы в дополнительном образовании к собственной методичеcкойподготовленноcти и познавательной активностиобучающегося;

- ориентированность на восприятие обучающегося как неординарной личности.

Результаты исследования. Для практического внедрения в образовательный процесс креативных технологий в системе деятельности педагоговдополнительного образования, на базе двух образовательных учреждений:ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко» иМАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга был проведен обучающий семинар. Цель семинара – формирование у педагогов практических умений, необходимых для освоения креативных технологий в дополнительном образовании детей. Каждый педагог смог не только получить методическую поддержку, но и применить полученные теоретические знания на практике. Так, например, педагоги смогли выполнить несколько заданий. Одно из заданий: заполнить кластер по текущей теме занятия, составить свой план занятия, используя креативные технологии.

Важным критерием подготовки педагогов к использованию креативных технологий в системе дополнительного образования детей заключается в умении педагога применять академические знания по креативным технологиям всвоей практической работе. Умелое их применение приведет к запланированным результатам.

Выводы и перспективы. Достижение результатов происходит за счет организации дополнительного образования с применением креативных технологий при теоретическом и практическом обучении.

Таким образом, применение креативных технологий в организациях дополнительного образования детейотвечает вызовам современного социума, в частности, позволяет повысить профессиональный уровень педагога и результативность образовательного процесса в целом.

Реализация педагогом креативных технологий в организациях дополнительного образования детей  является системообразующим фактором его профессионализма. Педагогический опыт собственной профессиональной деятельности показывает, что педагогам необходимо предоставлять возможность обмена собственными практическиминаработками, что позволит им внедрять новые формы работы в теорию и практику современной науки, поможет им не просто быть открытыми к новым идеям и гибкими в современном мире, но и избавится от общественных стереотипов.

 

Список литературы

 

1. Бугакова, Е. В. Организация креативного взаимодействия в профессиональном самоопределении обучающихся/ Е. В. Бугакова, Д. В. Мирошникова // KANT. – 2019. – № 2 (31). – С. 28-32.
Исакова, И. Н. Креативность. Интеллект. Талант [Электронный ресурс] / И.Н. Исакова // Учительская газета. 2017. – №1. – 3 янв. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/68179.
3. Каверина, Е.А. «Креативные» идеи в коммуникационных технологиях  / Е.А. Каверина // Вестник РГГУ. – 2010. – №15 (58). – С. 79-86.
4. Медведь, А. А. Институт креативного образования как способ инвестирования в человеческий капитал РФ / А.А. Медведь, А.П. Медведь // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2015. – №4. – С.136-144.
5. Михалева, Е.С. Подготовка педагогов к использованию креативных технологий в системе допобразования детей // Дополнительное образование и воспитание. – Москва, 2020. – №1. – С. 3-6.
6. Мирошникова, Д. В. К вопросу о креативности и инновационности будущего будущего учителя / Д. В.  Мирошникова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научн.-практ. конференции с междун. участием. – Ульяновск, 2017. – С. 318-322.
Нацпроект «Образование». – 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie.
8. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Электронный ресурс] / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/125-20247. Загл. с экрана.
Постановление  правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 г. № 1642 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426
10. Рындак, В.Г. Воспитание личности будущего учителя / В. Г. Рындак, Л. Б. Соколова // Высшее образование в России. – 2005 – № 1. – 170-172 с.
11. Сенько, Ю. В. Авторская позиция преподавателя в методике / Ю.В. Сенько // Известия Алтай. гос. ун-та. – 2014. – №2 (82). Т 1. – С. 58.\
12. Цырельчук, Н. А. Культура делового партнерства в профессиональном образовании / Н. А. Цырельчук, С. Н. Анкуда, Е. Г. Ручаевская. – Минск : МГВРК, 2011. – 548 с.
13. Чмир, Р.А. Использование квест-технологий в образовательной деятельности высших и средних образовательных учреждений / Р.А.Чмир, Ю.А.Федулова, В.П. Николашин // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания. – 2016. – № 1. – С. 75-79.Kamis A. The effectiveness of SCAMPER techniques on creative thinking skills among fashion design vocational college [Электронныйресурс] / Kamis A, Widihastuti, Kob CGC, Hustvedt G, Saad NM, Jamaluddin R, Bujeng // Eurasia J Biosci. – 2020. – № 14: 4109-4117. – Режимдоступа: http://www.ejobios.org/download/the-effectiveness-of-scamper-techniques-on-creative-thinking-skills-among-fashion-design-vocational-8055.pdf. – Загл. с экрана.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер