Направления конференции

Авторизация



РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.И. Ургенешбаева,

педагог дополнительного образования

МАУДО «Центр развития творчества

детей и юношества «Созвездие» г. Орска»

 

Современное общество быстро развивается, поэтому требования, задачи к образовательному процессу постоянно меняются. Одной из актуальных задач современного образования является развитие социальной компетентности обучающихся. Это важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение не просто наделение обучающихся определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и подготовка к жизни в современном сверхсложном обществе и решение жизненных проблем.

В педагогике встречаются различные подходы к определению социальной компетентности. К примеру, по мнению Г.Э. Белицкой, это освоение и развитие социальной действительности [1]. И.А. Зимняя определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности [2]. Е.В. Коблянская считает, что социальная компетентность – это умение избирать социальные ориентиры и соответствующим образом организовывать свое поведение [3]. Социальная компетентность, по мнению автора В. Ш. Масленниковой, объединяет ценностное понимание социальной действительности, конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека [4]. И.А. Маслова аналогично определяет структуру социальной компетентности, выделяя критерии и показатели сформированности социальной компетентности как результата социализации [5].

Обобщая вышеперечисленные определения, социальная компетенция – это соответствие конкретного человека условиям и возможностям, предоставляемым конкретным обществом.

Поэтому перед педагогами дополнительного образования встают вопросы социализации обучающихся, поддержание адекватной самооценки, развитие творческих способностей и участия в конкурсном движении по профилю деятельности. Развивать самостоятельно собственную социальную компетентность для детей задача трудная, потому что желание общаться сталкивается с элементарным неумением поддерживать разговор, слушать и слышать других, выражать свои чувства, адекватно воспринимать критику и оценивать высказывания и действия других людей. Заложенные в детстве нормы поведения закладывают основу социального поведения человека в обществе и во многом определяют его дальнейшую жизнь. Поэтому обучающимся необходима целенаправленная помощь в знакомстве с общепринятыми поведенческими нормами. При участии в мероприятиях обучающиеся не сталкиваются с жесткими рамками правил, проявляют инициативу, творческое сотрудничество между педагогами и обучающимися, повышают активность, участники не подвергаются внешнему оцениванию, знакомятся с традициями, правилами поведения. Ведется работа по сплочению детского коллектива, привлечению детей к выработке правил взаимодействия, обсуждаются с детьми различные ситуации. В процессе развития социальной компетентности должно сформироваться критическое мышление, самостоятельность, самоорганизация и самоконтроль, умение работать в команде, умение планировать и прогнозировать.

Рассмотрим развитие социальной компетентности обучающихся на примере творческого объединения декоративно-прикладного творчества «Мозаика» МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» г. Орска». Обучающиеся, предпочитающие ручной труд, обычно отличаются усидчивостью, терпеливостью, устойчивым вниманием, творческим мышлением, развитыми художественными способностями.

Основной состав обучающихся объединения «Мозаика» дети  младшего школьного возраста. Социальная компетентность обучающихся данного возраста определяется знаниями о мире, стране, школе, семье, о взаимодействии людей, традициях, нормах и правилах поведения. Развитие социальной компетентности обучающихся является одним из главных направлений работы в объединении, ее нельзя ограничить разовыми мероприятиями, она носит систематический комплексный характер.

Комплекс включает в себя следующие формы и методы:

ü Беседа. Применяется на всех этапах образовательного процесса. Осуществляется взаимодействие педагога и обучающихся в активной вопросно-ответной форме на такие темы как: «Конституция – основной закон нашей страны», «Что такое дружба», «Мир в твоих руках», «Профессии моей семьи»;

ü Мастер-класс. Центральным звеном мастер-классов является демонстрация методов освоения содержания, при которой активно участвуют не только все участники занятия, но и приглашенные родители обучающихся. Традиционными стали мастер – классы  по темам: «Новогодний чудеса», "Японский журавлик", «Рождество – волшебство» и т.д.;

ü Творческие мастерские. В ходе такой формы взаимодействия происходит получение каждым участником нового знания и нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия. Каждый участник мастерской, используя свой личный опыт, приобретает новый коллективный опыт в свободной деятельности, например, по теме «Для самой лучшей бабули», «Золотая Хохлома», «Матрешка - символ России» и т.д.

ü Игра. Позволяет условно смоделировать реальные жизненные ситуации. Для развития социальной компетентности используются игры, которые включают в себя разыгрывание ситуаций социального взаимодействия и направлены на знакомство, сплочение коллектива, например: подвижные игры - «Вороны, воробьи», «Жмурки», «Лапта», «Салки; «Крестики-нолики»; интеллектуальные игры - «Космические звезды», «Память поколений»; «Дорога Победы»; игровые программы - «Наши рекорды», «Права и обязанности в объединении», «Сказка ложь, да в ней намек» и т.д.

ü Демонстрация моделей. Одним из основных принципов дефиле является презентация своего творчества, своего личного мнения, публичная самореализации, Такая форма реализуется на таких мероприятиях как: годовой отчет «Успех года», праздник «Для самой лучшей бабули» и т.д.)

ü Выставки. Такая форма организации образовательного процесса позволяет решить целый ряд педагогических задач: способствует формированию художественного вкуса; раскрывает и развивает творческие способности; пробуждает интерес к созданию оригинальных, неповторимых работ; способствует формированию ответственности, самостоятельности в творческой деятельности; развивает навыки коллективного взаимодействия.

ü Конкурс – соревнование. Позволяет выявить наилучших участников или наилучшие работы. Обучающиеся активно принимают участие в конкурсах различного уровня: городские конкурсы детского творчества «Мастера и подмастерья» и «Новогодний сувенир»; конкурсы объединения «Мозаика»: «Семейный портрет», «Я живу в стране Россия», «Мой папа», «Радуга спортивных талантов».

ü Экскурсии. Являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка через прогулки, знакомства с памятными местами. Обучающиеся объединения любят посещать городской музей имени Т.Г. Шевченко и выставки в городском выставочном зале г. Орска.

ü Проектная деятельность. Позволяет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его. Например, проект «В мире прав и обязанностей!», акция «Мы верим в Россию.  Вместе мы - сила», проект "Светлый мир народной культуры" и т.д.

Таким образом, развитие социальной компетентности у детей поднимает уровень самостоятельности, ответственности, творческой активности, что позволяет обучающимся добиться высоких творческих результатов. Благодаря сформированной социальной компетентности ребёнок приобретает стремление к успеху, независимость, что важно и актуально в нашем обществе.

 

Список литературы

1. Белицкая, Г. Э. Социальная компетенция личности. /Г.Э Белицкая. - М., 2015.– 57с. 
2. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. – С. 2-10. 
3. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности [Текст] дис. канд. псих. наук / Е. В. Коблянская. – СПб.: СПбГУ, 1995. – 210 с.
4. Масленникова, В. Ш. Личностная композиция социального отношения [Текст] / В. Ш. Масленникова // Современные концепции воспитания. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010. – С. 84–89.
5. Маслова, И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2007. - 23с.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер