Направления конференции

Авторизация



ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.А. Тарасенко,

методист

ГАУДО «Оренбургский областной

Дворец творчества детей и молодежи

им. В.П. Поляничко»

 

«…мотивацию учения нельзя тренировать

у учащихся непосредственно, как например,

навыки чистописания, нельзя и мотивации научиться,

как таблице умножения,

ее можно лишь стимулировать, развивать и повышать…»

А. Б. Орлов

Важнейшей задачей обучения английскому языку является развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих способностей.Как сделать процесс обучения интересным и продуктивным, так чтобы в него были вовлечены все обучающиеся? Как создать на занятии такие условия, при которых каждый учащийся проявлял  бы активную учебно-познавательную деятельность, чувствовал свою успешность, интеллектуальную состоятельность?

Мотивация оказывает огромное влияние на продуктивность образовательного  процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Можно выделить пять типов мотивации [1]:

- целевая мотивация (хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности);

- мотивация успеха (появление перспективы использования знаний реализуются не только на занятии, но и в другой  деятельности);

- страноведческая мотивация (язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны, нравы и обычаи);

- эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие;

- инструментальная мотивация учитывает темперамент учащихся, дает возможность каждому  выразить себя в любимом виде работ.

Для формирования полноценной мотивации учения  важно обеспечить следующие условия:

- обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;

-удовлетворять познавательные запросы и потребности учащихся;

- поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

- поддерживать ровный стиль отношений между всеми учащимися;

- формировать активную самооценку своих возможностей;

- поощрять стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;

- использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей;

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Педагог  не является простым наблюдателем за   развитием мотивационной сферы учащихся, он стимулирует ее развитие системой   продуктивных методов и приемов.

Мотивы, которые побуждают к учению можно разбить на  группы:

- учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);

- непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);

- перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. Педагоги применяют современные методики, которые делают образовательный процесс интересным и увлекательным. Одним из самых эффективных считается игровой метод, который подходит для учащихся любого возраста.  Используя игры на занятиях, педагог может оживить учебный процесс, облегчить усвоение учебного  материала. Они являются сильным мотивирующим фактором.   Важно подбирать игровые задания в соответствии с уровнем подготовки учащихся и  темами,  которые они в данный момент изучают.

Ролевые игры — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению английским языком, представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности.

Дидактические игры - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.  Происходит стимулирование познавательного процесса.

Настольные игры мотивируют речевую деятельность. Если процессы восприятия, запоминания и воспроизведения языкового материала, активизации полученных знаний вызывают чувства радости, удовлетворения, то создаются психологические предпосылки эффективности использования данного метода на занятиях. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике. Игры приближают процесс активизации лексического материала к условиям реального общения. Правильная организация и проведение игр оказывают положительное влияние на процесс обучения.

При знакомстве и работе  с музыкальным и песенным   материалом учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность.

Песни являются средством  прочного усвоения и расширения лексического запаса,       активизации  грамматических конструкций. Деятельность во время занятия на фоне музыки способствует  запоминанию материала,  снимает усталость в процессе обучения.

Использование песенного   материала способствует:

- совершенствованию навыков произношения;

- позволяет достичь точности в артикуляции  и интонации;

- углубляет знания по английскому языку.

Педагоги  постоянно изучают мотивы учения и поведения своих учащихся, используют приемы пробуждения интереса к изучению английского языка.

Приём «Образы» способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы,   воображения,  языкового умения   передать образы средствами английского языка. В ходе работы активизируется словарный запас учащихся, формируется эмоционально-интеллектуальная установка на использование знаний в нетрадиционной коммуникативной ситуации.

Прием «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики [2].

«Ситуация успеха» -   целенаправленное  создание условий, при которых появляется возможность достичь значительных результатов в деятельности. Необходимо отметить  фактор формирования положительной мотивации, без которого все описанные методы и приемы  не будут работать эффективно. Это доброжелательный настрой занятия. Для этого следует уделять внимание каждому учащемуся, хвалить их за каждый   незначительный, но полученный ими самими результат. Педагог должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь при необходимости.

«Соревнование» - метод, при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, ребята быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают  нравственные и эстетические качества.

Важную роль в формировании мотивов играют методы проблемного обучения. В основе лежит   создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности [3]. Важно «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». На любом этапе занятия  можно использовать проблемные вопросы, адресованные учащимся, в которых сталкиваются противоречия и требуют установления сходства и различия.

Участие учащихся в различных конкурсах и олимпиадах  повышает уровень мотивации  к познавательной деятельности и изучению английского языка, развивает творческий интерес школьников в области лингвистики.

Важное место  занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему.

Приём коллажирования является одним из эффективных способов повышения мотивации учащихся в изучении английского языка, который   позволяет формировать коммуникативные, учебно-познавательные, личностные, социально-трудовые компетентности. Учащимся интересно поучаствовать в общем деле и  получить положительную оценку, чувствуя себя частью целого.

Применение  информационных технологий в обучении английскому языку      позволяет разнообразить формы работы и сделать занятие интересным и запоминающимся для учащихся.

Использование  Интернет-ресурсов является эффективным способом мотивации. Выполнение различных познавательных заданий, просмотр мультфильмов, фильмов и передач на английском языке, участие в дистанционных конкурсах стимулирует учащихся к изучению языка. Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка (работа с  аутентичными текстами, общение с носителями языка,  погружение в  естественную языковую среду).

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятие более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает учащимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.  Познавательная мотивация повышается, улучшается усвоение  сложного материала.

Компьютерное тестирование - нетрадиционный вид контроля знаний,    вызывает  положительные  эмоции учащихся.

Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения английскому языку. Благодаря таким текстам, учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. Содержание страноведческих текстов должно  иметь определенную новизну (общие сведения об образовательных учреждениях, о государственном устройстве, о детских и юношеских организациях страны изучаемого языка или об особенностях речевого поведения и этикета).  Лингвострановедение  служит опорой для поддержания мотивации.

Страноведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре.

В работе удобно использовать интерактивный стенд «Страноведческий вестник». Это своеобразный обмен новостями о жизни, спорте, музыке, традициях, праздниках, исторических фактах англоязычных стран.  Стоит  уделить на занятии  пару минут для подобного рода информации и учащиеся узнают, что происходит или происходило в стране изучаемого языка. Развитие учебной мотивации можно организовать   при помощи информационного стенда (передвижной магнитной доской).   Данный стенд  необходимо разместить в учебном  кабинете. Можно предложить    интеллектуальные задания или кроссворды, которые учащиеся могут выполнить  непосредственно у доски в перерыве между занятиями. Данный прием  занимает совсем немного времени, но является эффективным для развития кругозора и заинтересованности учащихся к изучению  английского языка.

Учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать и познавать мир.  Это станет  возможным  в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Развитие интереса к изучению английского языка  станет успешным при наличии   положительной учебной мотивации учащихся, формируемой за счет привлечения разнообразных инструментов обучения, учебных материалов. У педагогов дополнительного образования в этом плане существуют неограниченные возможности для творческого поиска новых форм и методов активизации образовательного процесса.

 

Список литературы

 

1. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2004, № 2. - с. 95.
2. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. 1996, № 3. - с.26.
3. Долгова Н.Н. Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях. 21.08.2013. Социальная сеть работников образования // nsportal.ru

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер