Направления конференции

Авторизация



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ

Л.А .Латыпова,

педагог-психолог

ГАУДО «Оренбургский областной Дворец

творчества детей и молодежи

им. В.П. Поляничко»

 

Дистанционное обучение все активнее входит в российскую образовательную среду в последние годы. Особое внимание развитию дистанционных форм обучения в сфере дополнительного образования уделено в приоритетном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Смена формата обучения вызывает новые риски и новые возможности. К сильным сторонам относятся:  вариативность, индивидуальный подход,  освоение новых технологий;  комфортная обстановка, возможность индивидуальных консультаций педагога, повышение самостоятельности учащихся, их ответственности за свое обучение, расширение границ обучения, экономия времени и др. Вместе с тем дистанционное обучение имеет и ряд минусов: меньший объем изученного материала;  снижение качества практической деятельности; недостаточная ИКТ компетентность кадров; снижение мотивации учащихся; зависимость от технических средств[1].

Кроме этого Интернет-пространство характеризуется спецификой, которая может составить потенциальные угрозы для успешности обучения в нем – формирование зависимостей, нарушение идентичности, проблемы с защитой информации, ухудшение качества общения[2].

Эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Одно из таких условий – психологическая поддержка учащихся, целью которой является создание благоприятного психологического климата при проведении дистанционного обучения, оказание помощи учащимся в выработке индивидуального стиля, ориентированного на эффективное усвоение знаний при виртуальном обучении.

При дистанционном обучении появляются новые формы работы по сравнению с очным обучением, такие как телеконференция, форум,  работа с интернет-ресурсами, виртуальный класс (чат, видеоконференция) требующие новых компетенций педагога.

К психологическим проблемам дистанционного обучения для учащихся можно отнести: неумение вести себя на сетевой дискуссии (молчание, агрессивное поведение, неумение отстаивать свое мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.), сложности в личном общении с педагогом по электронной почте, неумение самоорганизоваться и рационально спланировать самостоятельную работу с учебными материалами и др. 

Психологические проблемы для педагога это: отсутствие возможности непосредственно наблюдать за реакцией обучающихся на предъявляемый учебный материал, трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения; проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп; снижение мотивации обучения; соблюдение норм и правил действующего в Интернет телекоммуникационного этикета[1].

Специфика общения в сети определяется тем, что в Интернет происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный. Следовательно, при создании различных средств обучения необходимо учесть наиболее важные психолого-физиологические особенности восприятия человеком информации, представленной в визуальной форме. С развитием мультимедийных средств, включенных в Интернет (например, видео- и аудиотелеконференций), становится актуальным и изучение особенностей восприятия информации в речевой форме. Это позволит не только повысить эффективность и качество дистанционного обучения, но и снимет лишние учебные нагрузки на учащихся[1].

Кроме этого необходимо учитывать особенности познавательной сферы современных детей. У младших школьников и подростков снизилась устойчивость внимания, им трудно сосредоточиться на чем одном, произошло снижение селективного внимания, т.е. неумение выделять главное, поэтому дистанционное занятие не должно быть однообразным.

Основная отличительная особенностью нового поколения – это клиповое мышление. Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. Сам по себе формат клипа подразумевает вмещение сжатого объема информации в короткий фильм от нескольких секунд до нескольких минут. В клипе теряется видение процесса как единого и непрерывного явления.          Становится непонятно, как работают причинно-следственные связи, в связи с этим, намечается такая тенденция – неспособность многих системно воспринимать информацию, системно мыслить и, соответственно, излагать свои мысли. Дети привыкают к постоянному мельтешению, сменам картинок и образов и уже становится сложно воспринимать все, что требует сосредоточенности и умения делать выводы. Внешне это проявляется в том, что ребенок не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет[4].

Когда учащийся не может сосредоточиться и слушать учителя более 10-15 минут, он устает и утрачивает внимание, особенно если подаваемая информация не интересна или непонятна, в результате он может переключиться на любое другое занятие.

Подросток уверен в быстром простом решении сложной для него задачи: достаточно открыть Google и найти нужную информацию, не осмысливая ее критически. Клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала. С другой стороны, это и возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом учебные задания. Но платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст[4].

Изменилась и память, которая  включает в себя такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Происходит так называемый гугл-эффект, быстро улетучивается то, что не используется. Больше развита кратковременная память, чем долговременная, память напоминает процесс узнавания. Подросток считает, что помнит больше, чем на самом деле.

Еще одна особенность – потребность в смене информационного ряда, нужна информация с наличием визуального ряда, поэтому так популярны смайлики.

При подготовке дистанционных занятий необходимо учитывать выше обозначенные особенности когнитивной сферы подростков и младших школьников.

Для эффективной организации дистанционного занятия необходимо давать краткую, наглядную, хорошо структурированную информацию. Теоретический материал можно «прервать» обучающим или иллюстрирующим тему видеороликом, текст разбавить инфографикой или яркой картинкой, созвучной со смыслом текста.

Преодолеть клиповость мышления помогают задания на обдумывание, вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ, а требуется рассуждение. Использовать на занятии задания-кейсы с вариативными способами решения, т. е. отсутствием единственного верного решения, задания на систематизацию информации (заполнение аналитических таблиц, составление схем и др.).

Если проводится онлайн-занятие в Zoom, можно организовать общение в чате, просить выражать свои эмоции. Эффективно использовать в образовательном процессе принципы геймификации, т. к.  игра – самый действенный способ захватить внимание и дать мотивацию современным подросткам, которые привыкли к стимулам и вознаграждениям – неотъемлемым частям любой игры.

Современные дети больше ориентируются на результат, сосредотачиваются на новом материале, задания, которые содержат многократное повторение одного и того же, они могут оставить невыполненными, поэтому важно продумать каким образом провести повторение материала (в виде теста, игры).

Также, как и при очном обучении важна рефлексия занятия. Можно использовать экспресс-анкеты, метод незавершенных предложений, приемы технологии критического мышления (рефлексивный экран, таблица «Плюс, минус, интересно», сочинение синквейнов). Это можно сделать в чате или прислать на электронную почту педагога.

В дистанционном обучении главную роль играет внутренняя мотивация, т.е. мотивы получения  знаний,  саморазвития, самосовершенствования. Задача педагога найти стимулы для развития этой мотивации. Наиболее выигрышны те занятия, которые побуждают ребенка к сотворчеству, к поиску, не просто дают готовую информацию, а превращают в исследователя.

При дистанционном обучении важна обратная связь, которая является мощным стимулом мотивации для учащегося. Если комментарии педагога положительные, то их надо давать в группе, что повышает самооценку учащегося, реализует его потребность в общественном признании, если же отрицательные – то только в личной связи[3].

При дистанционном обучении необходима поддержка родителей, особенно для детей младшего школьного возраста. Они должны быть в курсе всех событий, поддерживать связь с педагогом, но в то же время не переборщить с контролем, мы говорим о мягком контроле, не делать все за детей. Важно сразу определить наиболее удобный канал коммуникации (через электронную почту, вацап, вайбер), что позволит организовать более эффективное общение.

Педагогу, ведущему дистанционные занятия, важно знать особенности:

– опосредованного общения;

– цифрового этикета в образовательном пространстве;

– организации совместной деятельности в условиях дистанционного обучения;

– восприятия виртуальной реальности человеком.

Важно понимать, что дистанционное обучение – серьезный вызов для всех участников образовательных отношений (педагогов, детей и их родителей). Дистанционное обучение – это тест для детей на степень самостоятельности и ответственности, умение организовать свою деятельность. При этом дистанционное образование помогает повысить творческий и интеллектуальный потенциал учащегося, умения взаимодействовать с компьютерной техникой, создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей в процессе усвоения знаний, для развития личности обучаемого.

 

Список литературы

1.Концепция психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения /Моисеева М.В., Лысенко О.Ю, Кретов К.П.Учитель.ру (Журнал "Дистанционное образование")

2.  Лукашенко, И.Н., Луценко, И.Л. «Психологические аспекты обучения в виртуальной среде» //Национальная библиотека серия Психология. – 2016. – N. 60. – P. 40-43. URL: http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/12084

3. Марчук, Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения/Педагогическое образование в России, 2013, №4

4. Третьякова В.С., Церковникова Н.Г. Цифровое поколение: потери и приобретения //Профессиональное образование и рынок труда. 2021.№2. С.53-65

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер