Направления конференции

Авторизация



ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ»

Е.В. Петрова,

учитель

МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 48»

г. Оренбурга

Педагогический энциклопедический словарь определяет патриотизм, как «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели» [6].

Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей малой родине. А чтобы любить свой родной край, надо его знать, изучать  его историю, культуру. Узнавая всё это, у детей возникает чувство гордости за своих знаменитых соотечественников. В  младшем школьном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного  края как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине [1].

Программа внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» призвана выполнить все эти задачи. Одним из аспектов изучения родного края является раздел программы, посвящённый литературному краеведению. Считаю данный раздел наиболее значимым, т.к.  литературное краеведение помогает ребёнку не просто осознать родной край как некое пространство, но как культурное пространство, прочувствовать связь малой родины со всей большой страной через связь литератур.

Наиболее действенным методом при изучении литературного краеведения считаю проектный метод. Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Как следствие, у ребят развивается критическое мышление, позволяющее выбрать свою гражданскую позицию, лежащую в основе патриотического воспитания [4].

Раздел литературного краеведения в составе программы «Моё Оренбуржье» предоставляет богатый материал для детских исследований  и создания проектов, т.к. литературная жизнь Оренбуржья наполнена яркими именами. Изучение творчества каждого автора происходит не на одном занятии, а представляет цепь взаимосвязанных занятий, начинающихся с подготовительной работы и заканчивающихся продолжением проектной и исследовательской деятельности по данной теме.

Остановлюсь на примере изучения творчества нашего современника, оренбургского журналиста и писателя Вячеслава Геннадьевича Моисеева. Детям было рекомендовано прочитать его книгу «Степная крепость». Ребята с интересом прочитали эту повесть об истории оренбургского края. Затем развернулась проектная работа: детям было предложено выполнить по желанию творческие задания, связанные с содержанием книги. Ребята работали по группам. Были составлены кроссворды, сделаны иллюстрации к книге, дети находили в других информационных источниках сведения об описываемом периоде, таким образом, пополняя и расширяя свои знания о родном оренбургском крае. Затем возникло желание встретиться с автором книги. Вячеслав Геннадьевич откликнулся на наше приглашение и назначил встречу. Ребята подготовили вопросы автору, подарки в виде стихотворений по теме, красочно оформленных собственных литературных сочинений. Для детей встреча с писателем — это увлекательный опыт, возможность познакомиться с новыми книгами и героями, узнать больше о творческой профессии, а также поучаствовать в интересном обсуждении. На встрече с писателем ребята обобщают свои знания по окружающему миру, литературе, говорят о нравственности, об ответственности по отношению к животным, о творчестве. Учащиеся развивают метапредметные умения работы с различными источниками информации. Так  было подготовлено и проведено мероприятие «Загадки родного края» в форме встречи с автором книги «Степная крепость», оренбургским писателем В.Г.Моисеевым  в рамках изучения программы по внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье». Данное мероприятие затрагивает актуальные для современного общества проблемы и полностью соответствует приоритетным направлениям воспитательной работы, определённым в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

То, что проведённое мероприятие и подготовительная работа к нему достигли цели, доказывает и работа, проведённая после мероприятия. Учеником моего класса Самохиным Дмитрием в течение следующего учебного года сделана проектная работа по теме «Заочная экскурсия по книге В.Г.Моисеева «Степная крепость», которая заняла первое место на городском конкурсе исследовательских работ и проектов «Дебют».  Экскурсионные объекты Дмитрий отбирал в соответствии с содержанием книги В.Моисеева. Мальчик привлёк к работе над проектом и своих одноклассников. Ребята, работая по группам, собирали материалы: использовали рассказ автора книги о работе над ней, экспозиции краеведческого музея; воспоминания участников и очевидцев археологических раскопок: журналиста Константин Артемьева и краеведа Коцарева Ивана Кузьмича. Сведения о них дети нашли в газетах «Оренбуржье» и «Оренбургская неделя». Когда проект был готов, ребята провели эту заочную экскурсию сначала в своём классе, а затем и в параллельных классах. Цель проведения этой экскурсии:  вызвать у ребят интерес к истории родного края и к книге В.Г.Моисеева «Степная крепость», а также стремление больше узнать об истории Оренбуржья.

Таким образом, вовлекая детей в работу по созданию различных проектов по темам литературного краеведения, можно не только расширить представления об историческом прошлом Родины, но и повлиять на воспитание любви к ней, сформировать у учащихся активную гражданскую позицию. У младших школьников  формируется положительный образ малой Родины, они учатся любить свой край, гордиться известными земляками.

 

Список литературы

1. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] // Начальная школа. – 2014. – №9. – С. 17-20.

2. Воспитание патриотизма средствами образования / Под ред. Буторина Т., Овчинниковой Н. [Текст]. – М.:. – Каро, 2014. – 318 с.

3. Ефименко Н.А. Субъекты формирования патриотической культуры. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Краснодар, 2012. – 28 с. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.dslib.net.

4. Левина Н.А. Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников: [Текст]. - Тамбов, 2014. -171с.

5. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Хабаровск, 2007. – 23 с. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.dslib.net.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. [Текст]. – М.: Большая российская энциклопедия, 2013. – 528 с.

7. Моисеев В.Г. Степная крепость. Путешествия в историю Оренбуржья [Текст]. – Оренбург: Степная крепость, 2017. – 160 с.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер