Направления конференции

Авторизация



ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ

А.Е. Миловидова,

педагог-организатор

ГАУДО «Оренбургский областной

Дворец творчества детей и молодежи

им. В.П. Поляничко»

 

Внедрение инноваций в области образования требует решения большого комплекса психолого-педагогических проблем, от которых зависит успешность планирования, организации и осуществления инновационной образовательной деятельности и проектирования новых образовательных программ.

Понятие «инноватика» появилось более ста лет назад в культурологии и лингвистике и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX века экономистом Й. Шумпетером в 1911 г., который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем [1]. Несколько позже, в 1930-е гг., Й. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытия в новой технологии или продукте. С этого времени термин «инновация» и сопряженные с ним термины («инновационный процесс», «инновационный потенциал» и др.) приобрели статус общенаучных категорий и обогатили понятийно-терминологические системы многих наук.

В начале века возникает наука о нововведениях – инноватика, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили в 80-е годы XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Инновационные процессы в образовании с конца 50-х годов стали связывать с результатами научно-исследовательской деятельности. Так, исследования ЮНЕСКО, Азиатского центра образовательных инноваций для развития образования, Международное бюро образования активно дессиминируют инновационный опыт образовательной практики в форме публикаций, докладов, изданий (например, журнал Информация и инновации в образования»).

Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с появлением противоречие между потребностью в быстром развитии школы и неспособность учителя к его реализации. Возрос массовый характер применения инновации. Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и это одна из причин того, что существуют разные подходы к определению этой концепции.

В научно-педагогической литературе существует несколько подходов к определению сущности инноваций. Так, в современном понимании, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, инновация – это «про­явление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент» [2]. С.Б. Куликов раскрыл понятие «инновация» с точки зрения не простого создания новшеств, и их распространению, а к существенному изменению характера образа деятельности педагога и стиле его мышления. И.А. Богданова понятие «инновация» относит не просто к созданию и распространению новшеств, а именно к изменениям, сопровождающихся изменениями в образе деятельности в целом всего ОУ. По мнению В.С. Лазарева: «Инновация – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы» [3]. По мнению А.И. Пригожина: «Инновация – не просто создание, распространение новшеств, а изменения, которые несут существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления» [4].

В нашем исследовании под инновацией будем понимать конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта.

Педагогическая инновация – это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения объектов образования.

Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

Под педагогическими инновациями Т.И. Шамова, А.Н. Малинина, Г.М. Тюлю, П.И. Третьяков понимают: «целенаправленное, осмысленное, определенное изменение педагогической деятельности и управления ею через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств». Н.Р. Юсуфбекова под педагогическими инновациями в педагогике понимает: «такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания». Л.С. Подымова считает, что: «Основными проблемами, исследуемыми в рамках педагогической инноватики, являются: психолого-педагогическая инноватика как отрасль междисциплинарного научного знания, тенденции развития инновационных процессов в образовании, общая характеристика инновационного образования, инновационные технологии обучения, содержание и структура инновационной деятельности, социально-психологические аспекты инновационной деятельности, психологическая характеристика субъекта инновационной деятельности, инновационное поведение и индивидуальный стиль инновационной деятельности педагога, методы диагностики готовности учителя к инновационной деятельности, методика разработки и оформления инновационного образовательного проекта, диагностика и моделирование инновационной образовательной среды, особенности педагогического общения в системе инновационного образования, психологические барьеры в инновационной деятельности учителя, психолого-педагогическая готовность всех субъектов образовательного процесса к инновациям и реализации образовательных программ, методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости участников инновационного процесса».

На наш взгляд, следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс передачи в практику и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

Существует классификация нововведений: по типу новшества (радикальные, комбинированные, модифицированные); по особенностям осуществления (единичные – диффузные, завершенные – незавершенные, успешные – неуспешные); по социальным последствиям (точечные, системные, стратегические); по особенностям инновационного процесса (абсолютная новизна, относительная новизна, целесообразная новизна) [30].

Потребность нововведений в образовании обусловлена следующим: необходимостью вести активный поиск путей решения существующих в образовательном учреждении проблем; стремлением педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными; постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами.

Понятие «инновационная деятельность» имеет широкий смысловой диапазон. В педагогике оно рассматривается как вид педагогической деятельности, как творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования, как социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога [5].

В педагогической науке инновационная деятельность рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В то же время инновационная деятельность определяется как целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем.

Понятие инновационной деятельности необходимо рассматривать в пространстве определенной практики. С точки зрения конкретного субъекта этой практики инновационной можно считать всякую деятельность, приводящую ее к существенным изменениям по сравнению с существующей традицией. По мнению О.В. Еремовой: «Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только становящихся норм практики либо несоответствием нетрадиционных норм новым ожиданиям. Тогда инновация оправдана, более того, необходима. Когда инновационный опыт осуществления этой деятельности становится доступным другим людям, происходит фиксация инновационного опыта, его культурное оформление и механизмы трансляции».

Инновационная деятельность представляет целостную систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:

- научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

- проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

- образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Иначе говоря, собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве инновации [6].

В нашем исследовании будем рассматривать инновационную деятельность как процесс создания и использования нововведений, удовлетворяющих потребности личности в новых технологиях, что ведет к изменению образовательной системы в целом.

Инновационная деятельность развивает и обогащает образовательные системы, в то время как образовательная деятельность призвана развивать обучающихся. В этом их главное отличие друг от друга.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный про­цесс и результат творческой деятельности; она пред­полагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов; ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством; трудности, возникаю­щие в процессе инновационной деятельности, пред­стают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами [7].

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.

Итак, анализ теоретических и методических работ, посвященных инновационной деятельности в образовании, позволил нам раскрыть понятие инновационной деятельности как педагогической категории, а также констатировать тот факт, что в настоящее время возрос интерес к инновациям, обострилась потребность в новом знании, в новых педагогических технологиях, реализующие инновационную педагогическую деятельность.

 

Список литературы

 

1. Бухановский, А. О. Социальные инновации / А. О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 2011. – 402 с.
2. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системышколы / В. С. Лазарев // Сельская школа. – 2003. – № 1. – C. 4-7.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азъ, 1994. – 907 с.
4. Пиличев, В. В. Совершенствование инновационной деятельности в высших учебных заведениях: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Пиличев Валерий Валерьевич. – Екатеринбург, 2006. – 20 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.
6. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 3. – С. 5-15.
7. Цирульников, А. М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть 1 / А. М.  Цирульников // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 29-56.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер