Направления конференции

Авторизация



ПРОПЕДЕВТИКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Д.Р. Губайдуллина,
методист ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

 

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая не возможна без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоёмкие технологии, внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку «исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации».

Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. В настоящее время в регионах активно возрождается система детского научно-технического творчества через реализацию программ непрерывного IT-образования, популяризацию образовательной робототехники и начальной инженерии, материально-техническое оснащение образовательных организаций и инвестиции в создание детских технопарков. Вместе с тем отмечается позитивная тенденция среди детей и молодёжи – возвращение массового интереса обучающихся к инженерно-техническому творчеству, исследовательской деятельности и осознанному выбору профессий, связанных с высокотехнологичными и наукоёмкими отраслями.

В настоящее время обеспечить системное решение проблемы привлечения молодёжи в сферу образования, науки, высоких технологий и закрепления её в этих сферах является одной из ключевых задач образования.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, и здесь особое значение придаётся дополнительному образованию. Именно дополнительное образование быстрее и гибче может реагировать на прорывы в научных и технологических исследованиях, на постоянно меняющиеся условия современного мира.

Для развития технических способностей детей и выращивания инженеров и учёных нового типа внедряются новые модели инженерного дополнительного образования детей. Среди них: включение России в движение WorldSkills International и создание Центров навыков и компетенций SkillsCenter, участие в международных соревнованиях World Robot Olympiad и RoboTraffic, открытие детских технопарков «Кванториум» и другие модели. Можно констатировать, что дополнительное образование переживает новый виток развития инженерно-технического творчества детей и молодёжи.

Во многих организациях дополнительного образования Оренбургской области успешно реализуются гибкие, вариативные образовательные программы, которые позволяют в максимальной степени поддержать и развить интерес учащихся к освоению новых знаний и способов деятельности в области техники и современных технологий, приобрести позитивный социальный и личный опыт деятельности.

Профильная школа информатики как структурное подразделение Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко имеет многолетний опыт работы и положительные стабильные результаты развития детского технического творчества и внедрения инновационных педагогических методик.

Качество образовательного процесса обеспечивается благодаря непрерывности и преемственности технического образования учащихся на всех уровнях обучения: предшкольном, начальном, базовом, предпрофильном и профильном.

Стратегия реализации вариативных дополнительных общеобразовательных программ в рамках предшкольного уровня направлена на пропедевтику инженерно-технического образования детей дошкольного возраста средствами игрового и компьютерного оборудования.

В дошкольном звене Профильной школы информатики реализуются следующие дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логика. Информатика. Конструирование» направлена на развитие у учащихся познавательной активности и элементарных приёмов логического мышления через применение технологии ТИКО-моделирования и решения логических задач с использованием компьютера. В контексте реализации данной программы закладываются основы компьютерной грамотности дошкольников и решается проблема непрерывности дошкольного и начального общего образования в рамках ИКТ.

Инновационная на сегодняшний день технология Lego-проектирования и робототехники в дошкольном образовании отражена в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Каждый робот имеет шанс». Целью данной программы является создание благоприятных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков Lego-конструирования и развития конструктивного мышления средствами образовательной робототехники.

Lego-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор и развивает познавательную активность учащихся.

Робототехника в 5-7-летнем возрасте – это еще не создание роботов в полном смысле этого слова. Это главным образом развивающие занятия, направленные на формирование интереса к технике и приобретение детьми навыков, которые пригодятся в жизни, независимо от того, будет ли ребенок и дальше заниматься чем-то подобным или изберет занятие, далекое от техники. В первую очередь занятия по робототехнике рассчитаны на развитие мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков.

При реализации данной программы применяются образовательные конструкторы нового поколения Lego Education: Lego WeDo 2.0, «Простые механизмы».

Апробация и внедрение уникальной модели начального инженерно-технического образования детей дошкольного возраста продолжается в рамках реализации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». В её основе лежит творческое конструирование с использованием различных видов конструктора по предложенному тематическому планированию: «Строительство», «Транспорт», «Авиационная и ракетная техника», «Кораблестроение», «Бытовые приборы», «Роботы» и т.д.

В программе представлено новое содержание образования, связанное с техническим контентом в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими (конструированием и математикой) его компонентами, а дополненное новыми, необходимыми для системного мышления. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в начальном школьном звене.

Научно-технический прогресс влечёт за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся не отставая идти вслед за ним. Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный изобретатель» направлена на развитие творческого мышления дошкольников средствами ТРИЗ. Содержание программы позволяет взглянуть на творчество как точную науку, предлагающую к овладению готовые приёмы и методы фантазирования, чёткий алгоритм решения изобретательских задач, при этом развивая мышление, воображение, фантазию ребёнка дошкольного возраста, желание экспериментировать и изобретать. Овладевая инструментами творчества (выделение противоречия, определение идеального конечного результата, нахождение ресурсов), дети сами учатся видеть и решать задачи. Занимательность материалу придают различные творческие задания, подвижные игры, игровые упражнения, загадки, занимательные сюжеты, творческие проекты, изобретательские задачи, сопровождающие ребёнка в повседневной жизни.

Таким образом, реализация обозначенных дополнительных общеобразовательных программ позволяет заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки и осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

 
Баннер
Баннер
Баннер