Направления конференции

Авторизация



УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО И ПРАВИЛЬНО

Н.В. Бондаренко,
учитель-логопед ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки звукопроизношения могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки речи, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение для произнесения определённых звуков, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому научиться поможет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного произношения.

Многие родители думают, что артикуляционная гимнастика-это не важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематическое выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков, то есть, чем раньше родители начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребёнка появляются звуки родного языка, даже такие трудные как звуки Л, Р.
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, с правильным но вялым звукопроизношением, про которых иногда говорят «каша во рту».

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома.

-заниматься следует ежедневно 5 -7 минут.

-все упражнения проводятся перед зеркалом (лучше, если зеркало будет большое, где ребёнок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркало).

-все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребёнка выполнять упражнения. Необходимо заинтересовать: «Давай проиграем с язычком…..».

-с начало упражнения выполняем медленно, не спеша, 4-5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению. Каждое упражнение выполняем 7-10 раз.

- затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следить, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следить, чтобы они усвоили основные  движения.

- занимаясь с детьми 4-5 летнего возраста,  требования повышаются: движения должны быть всё более четкими и плавными, без подёргиваний.

- в 6-7 лет дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Польза артикуляционной гимнастики:

- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;

- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение; - увеличение амплитуды движений;

- снижение напряжённости артикуляционных органов;

- постановка правильного произношения звуков.

 

Комплекс артикуляционных упражнений

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

 
Баннер
Баннер
Баннер