Направления конференции

Авторизация



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ

И.В. Воробьева,
педагог дополнительного образования отдела «Детский орден милосердия»
ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ)  и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом. Усилия Министерства просвещения РФ сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования продолжает создаваться образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Поддержка ребёнка с ОВЗ – это целый комплекс проблем, связанных с его жизнью, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребёнка с ОВЗ в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышают уровень развития, способствуют социальной активности ребёнка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными адаптированными дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами (далее – АДООП)  на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребёнка.

Для успешной и постепенной социализации детей-инвалидов и усвоения ими норм поведения, трудовой и нравственной культуры, культуры общения, созданы условия социально-педагогического сопровождения, которые помогут решить проблемы, связанные с социальной адаптацией и реабилитацией детей-инвалидов. При этом необходимо учитывать их личные интересы и возможности.

Результативность коррекционно-развивающей работы определяется данными, полученными в ходе углублённых диагностических обследований специалистов и обследованием ребёнка на психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), по итогам которого, ребёнок получает рекомендации о дальнейшем индивидуальном образовательном маршруте.

Нужно отметить, что если АДООП учитывает индивидуальные возможности всех обучающихся и разработана на группу одного уровня освоения, то индивидуальный образовательный маршрут не требуется.

Однако индивидуальный образовательный маршрут ребёнка – это документ, он содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов маршрута, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определённой ступени образования.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося с ОВЗ, а также содержанием образования.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости  индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
  • осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося;
  • активным включением учащегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

При составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения РФ от 09.10.2018 г. № 16 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учётом их образовательных потребностей (Письмо Минбрнауки РФ от 29.03.2016, № ВК 641-09 «О направлении методических рекомендаций»).

Подробно в Приказе Министерства просвещения РФ от 09.10.2018 г.

№ 196 п. 19 прописано о предоставлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, специальных условий, без которых невозможно или затруднено освоение АДООП в соответствии с заключением ПМПК или ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации). Так, например, для реализации АДООП клуба молодых инвалидов «Преодоление» отдела «Детский орден милосердия»  ГБУДО ООДТДМ им. В.П.Поляничко, в котором занимаются учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи создаются специальные условия:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок для каждого учащегося);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;  использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусморено:

  • сотрудничество с родителями ребёнка;
  • индивидуализация обучения;
  • занятия в малых группах, включение в социальную активность с другими детьми на массовых мероприятиях;
  • использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации занятий, повышения их эффективности и доступности;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
  • предоставление различных видов дозированной помощи;
  • наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемость в процессе образования;
  • специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
  • адаптация для ребёнка текстового материала (увеличение шрифта, обозначение цветом и т.д.);
  • возможность перерывов во время занятий для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
  • соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок;
  • создание благоприятной ситуации для развития возможностей ребёнка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением;
  • обеспечение обстановки сенсорного и эмоционального комфорта (внимательное отношение, ровный и тёплый тон голоса педагога).

Для учащихся с нарушением слуха предполагается:

  • сотрудничество с родителями ребёнка;
  • стимулирование полноценного взаимодействия слабослышащего ребёнка со сверстниками (скорейшая и наиболее полная адаптация его в детском коллективе);
  • наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока.

Для учащихся с задержкой психического развития предусмотрено:

  • сотрудничество с родителями ребёнка;
  • организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь педагога, использование специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учётом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус и т. д.);
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, закрепление и совершенствование освоенных умений;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приёмов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, со взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Для учащихся с тяжелыми нарушениями речи предполагается:

  • сотрудничество с родителями ребенка;
  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве;
  • применение специальных методов, приёмов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных» путей.

Таким образом, педагогам дополнительного образования, работающими с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами нужно знать, что при составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо:

  • рекомендовать родителям учащихся с ОВЗ и инвалидов предоставлять ИПРА и заключение ПМПК;
  • составить социальный паспорт семьи;
  • составить индивидуальную карту развития ребёнка с рекомендациями специалистов (если нет ПМПК);
  • прописать специальные условия для занятий для конкретного учащегося с учётом заболеваний.

Все это делается только с согласия родителей учащихся.

Приложение 1

 
Баннер
Баннер
Баннер