Направления конференции

Авторизация



ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – ОСНОВА РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУДО «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ЗМР РТ»

Г.К. Карина,
заведующий методическим отделом
МБУДО  «Центр творчества ЗМР РТ»
г. Зеленодольск, Республика Татарстан

 

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждены новые возможности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение по общеобразовательным (общеразвивающим) программам дополнительного образования. В связи с тем, что на сегодняшний день по данным организации здравоохранения, в  Республике Татарстан проживают 16.000 детей-инвалидов,  в Центре творчества разработана дополнительная общеразвивающая программа «Азбука успеха» с приложением адаптированной дополнительной общеразвивающей программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Программа утверждена Министерством образования и науки Республики Татарстан. Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации – 1 год. Программа «Азбука успеха» направлена на формирование у обучающихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности: нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое. Объединение посещают дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей.  Такая система способствует обучению дошкольников  вместе со сверстниками без инвалидности с учётом их особых образовательных потребностей и оказывает обучающимся необходимую специальную поддержку. В рамках программы «Азбука успеха» появилась возможность объединить семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с диагнозом РАС.

У обучающихся в объединении проявляются творческие способности, развиваются коммуникативные навыки, познавательные процессы и возможность обрести новых друзей. В рамках программы предоставляются эффективные меры индивидуальной поддержки в общей группе обучающихся, облегчению процесса обучения и освоению социальных навыков и адаптации в обществе детей с РАС. Особенностью программы является выступление  родителей в качестве тьюторов – наставников. Программа реализуется поэтапно.

Первый этап – установление контакта с обучающимися ОВЗ (РАС) с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий,общение осуществляется с такими обучающимся негромким голосом, иногда даже шепотом. Установление контакта требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса.

Второй этап – включение ребёнка в общую группу, осуществление образовательной деятельности. Согласно специфике поведения и настроения обучающегося РАС, осуществляется процесс коррекции в ходе занятий.

Третий этап направлен на организацию целенаправленного процесса обучения,  развития и коррекции поведения обучающегося РАС, развитию основных психологических процессов.

Цель программы:  создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей, в том числе с РАС, как основы их успешной социализации в обществе, через компенсацию дефицитов их развития.

Для занятий используется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" в Центре творчества созданы следующие социально-педагогические условия:

- имеется кабинет - игровая комната, площадью 52,5 квадратных метров,

- в группе 8 обучающихся;

- выполняется рекомендуемый режим занятий обучающихся;

- учебное помещение проветривается во время перемен, а рекреационные   помещенияво время учебных занятий;

- мебель (учебные столы и стулья)   стандартная, имеют маркировку, соответствующую росту обучающихся;

- технические средства обучения, игрушки, дидактический материал.

Создана в кабинете образовательная – развивающая среда.  Учебное оборудование кабинета включает круглый стол для занятий, музыкальный центр, диски, для релаксационной музыки, детское игровое  и развивающее оборудование.

Разработан календарный план, который состоит из 3 разделов:

1. первичная диагностика учащихся и установление контакта;

2. учимся играя! Познавательно-развивающие игры и упражнения;

3. я и мой творческий мир. Дифференцированное обучение учащихся.

На занятиях успешно используются подвижные игры и физические упражнения; предметное рисование, аппликация и лепка;литературное  творчество и игры-импровизации по сказкам. Знакомство группы учащихся с детьми с РАС, где предусмотрены циклы занятий на развитие эмоциональной сферы«Кто я?»: «Радость», «Гнев», «Печаль»,«Удивление». Обучающиеся охотно занимаются с карточками Домана «Геометрические фигуры» и «Цвета», «Домашние и дикие животные» и «Птицы», «Игрушки» и «Музыкальные инструменты», «Овощи», «Фрукты» и «Ягоды». В итоговой диагностике используются технологии:  «Дом, дерево, человек», «Кактус», методика «Паровозик», психодиагностика когнитивной сферы, цветовой тест Макса Люшера и опросник Кеттела (детский вариант).Каждый ребенок с РАС уникален в своих проявлениях, и это требует от педагогов формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы. С помощью таких программ можно помочь детям адаптироваться в социуме.

 
Баннер
Баннер
Баннер