Направления конференции

Авторизация



ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Ю. Л. Морозова,
педагог дополнительного образования МБУДО
«Центр творчества Зеленодольского муниципального района
Республика Татарстан», г. Зеленодольск


Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями   здоровья (ВОЗ) на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории учащихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

В объединение «АБВГДЕЙКА» поступил ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС). Это был первый опыт работы  педагога с таким ребёнком. Продолжительность его обучения составила 2 года, параллельно шла работа с дефектологом. На занятиях с ребёнком присутствовала мама, в роли тьютора.

 

Цель  работы тьютора заключалась в развитии у ребёнка социальных навыков, навыков общения с другими людьми, навыков правильного поведения в обществе.

В рамках сотрудничества учащихся со сверстниками и родителями в группе педагог работала над развитием творческого потенциала учащихся, через умения, навыки: музыкальные, сенсорные, тактильные, двигательные игры и упражнения. Совместно с тьютором создавала условия и способствовала развитию мелкой моторики, образного и логического мышления, концентрации внимания, памяти, воображения и речевой выразительности. Совместное пребывание и обучение ребёнка с РАС с другими учащимися в объединении поможет развить такие качества, как толерантность и ответственность.

Постоянная поддержка тьютора на всех занятиях ограждала от неприятностей и была посредником в окружающей среде. Мама - тьютор помогала выявлять интересы и проблемы ребёнка с РАС, что облегчало реализацию образовательной программы и установлению контакта с другими детьми. Были опасения по взаимоотношению учащихся между собой. Педагог объясняла, предупреждала каверзные детские вопросы. И всё-таки ситуации возникали. Благодаря тьютору - маме, её спокойствию и пониманию,   вопросы коммуникации были решены. Со временем вопросы перестали возникать. Тьюторское сопровождение осуществлялось в различные временные периоды образовательного процесса: на занятиях; переменах и при передвижении ребёнка в помещении центра творчества.

На разных этапах адаптации были поставлены цели. На начальном этапе была поставлена цель- создание положительного морально-психологического климата, установление эмоционального контакта педагога с ребёнком с РАС и со сверстниками. Первые месяцы обучения были непростыми. Ребенок вставал во время занятия, разговаривал вслух, смеялся, не отвечал на вопросы. Мотивация к обучению у ребёнка отсутствовала, мальчик посещал занятия при условии обещанного вознаграждения от родителей. Ребёнок самостоятельно не готовился к занятиям, лишь по просьбе мамы, выполнял простые инструкции (достать тетрадь, пенал и т. п.). Тьютор помогала в установлении и развитии эмоционального контакта с ребёнком, оказании ему помощи в осмыслении происходящего.

На втором этапе была поставлена цель - выработать умение сидеть за столом. На этом этапе мама, сопровождая своего ребёнка с РАС на занятиях, помогала мальчику чувствовать себя в безопасности.

На последующих этапах проводилась работа по формированию адекватного поведения ребёнка на занятиях и переменах, навыков коммуникации, взаимодействия с педагогом и организации обучения. Тьютор помогала учащемуся в запоминании названия занятий и сопоставлении названия занятия с конкретными тетрадями. После объяснения педагогом материала, тьютор повторяла ребёнку с РАС , а некоторые моменты по несколько раз. Мальчик учился различать основные инструкции : посмотри, покажи, подними, выйди к доске, открой и т. д. Тьютор, находясь рядом, использовала подсказки, чтобы помочь учащемуся понять требования педагога. Ребёнок научился отвечать на уроке, уяснял, что для этого нужно поднять руку. При этом отвечал позже других, иногда неправильно, но следуя примеру других детей. Ребенок к концу первого года обучения знал буквы, умел читать слова, простые предложения, с помощью линейки вычислял значения.

Тьютор сопровождала учащегося на переменах, так как имелись серьёзные трудности в установлении и поддержании контактов со сверстниками, он не желал с ними играть, его пугали громкие звуки. Во время перемен тьютор организовывала игры с другими детьми, которые были интересны мальчику и привлекали его внимание, а так же предлагала ребятам приглашать ребёнка с РАС в свои игры. В случае возникновения затруднений в игровой деятельности, тьютор помогала детально рассмотреть игру «издалека», чтобы в дальнейшем включиться в неё. Приведу примеры игр.

1.Сенсорно-звуковая игра «Что шумит?» Выбираются предметы, издающие негромкие звуки: бумага, пакеты, колокольчики с нежным звоном и т. д. Ребёнок должен изучить эти предметы и их звучание, а затем вы отворачиваетесь и «шумите» ими по очереди, предложив ребенку угадать , какой предмет сейчас звучал.

2.Предметная игра «Мячик катись». Можно играть сидя на полу или стоя напротив ребёнка, толкнуть к нему мячик. Предложить ребёнку вернуть мяч таким же способом. Когда он научится играть в паре, можно перейти и к групповой игре. Постепенно, с помощью тьютора, он стал играть с детьми на перемене. К концу второго года обучения у мальчика стала наблюдаться положительная динамика в развитии, обучении и поведении.

Таким образом, опыт тьюторской работы в объединении позволил выделить общие задачи индивидуального тьюторского сопровождения ребёнка с РАС:

  • непрерывное взаимодействие тьютора с педагогом;
  • развитие социальных навыков параллельно с учебными;
  • осуществление непрерывного тьюторского сопровождения ребёнка с РАС при продолжительных социальных контактах;
  • частое повторение вопросов или заданий во время уроков для понимания их смысла и удержания внимания учащихся;
  • систематическое закрепление освоенного учеником учебного материала, а также формируемых жизненных компетенций.

Для комфортного обучения  и мотивации ребёнка с РАС на развитие, в основу работы тьютора должны быть  положены такие понятия как:

  • вера в ребёнка;
  • искренний интерес к личности ребенка;
  • принятие его особенностей;
  • доброжелательность;
  • терпение;
  • последовательность.

Опираясь на опыт и работу тьютора, сопровождающего ребёнка с РАС, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с расстройством аутистического спектра успешно социализируются и приобретают навыки самостоятельной жизни.

 
Баннер
Баннер
Баннер