Направления конференции

Авторизация



СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Пашина О.В.,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр творчества Зеленодольского
муниципального района Республики Татарстан»

 

В объединение «Школа раннего развития»  Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  «Центр творчества Зеленодольского муниципального района  Республики Татарстан» три года назад поступила пятилетняя девочка София С.,  имеющая статус «ребенок-инвалид». Родители ребенка предоставили соответствующие этому статусу документы,  и медицинскую справку на право обучения в образовательном учреждении.

По классификации нарушений основных функций организма  у ребенка выявлены нарушения в сенсорной функции, это – слух. Исходя из педагогической классификации нарушений, ребенок относится к категории детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья. Это нарушение не является ограничителем между ребенком и окружающим миром.  В пользовании у девочки находится  персональный цифровой слуховой аппарат. С его помощью ребенок может обучаться вместе со слышащими сверстникамии овладеть программным материалом в те же календарные сроки.

Для такого ребенка с сохранным интеллектом была разработана адаптированная образовательная программа,  направленная  на раскрытие творческого потенциала ребенка - инвалида, реализацию его потребностей в самовыражении; участие в жизни  объединения и Центра творчества. Программа рассчитана на два года обучения.

При составлении программы были использованы следующие материалы:

-Федеральный закон  «Об образовании» Ст. 2, п. 28; ст. 79, п. 1;

-«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»2.4.2.3286-15;

-заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в нем прописаны все особенности ребенка,  даны рекомендации по созданию специальных  условий его обучения и воспитания;

-методическое пособие«Составление адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья»;

-различные статьи в Интернете по  работе с детьми – инвалидами с нарушением слуха.

В программе были прописаны требования к комплектованию группы, в которой обучается ребенок - инвалид. Общая численность составляет 15 детей, из них один  ребенок с нарушением  слуха, остальные обучающиеся – нормально слышащие здоровые сверстники.

Организация рабочего места для такого ребенка тоже имеет свои особенности. Ребенок-инвалид  занимает место за первой партой среднего ряда. Парта имеет хорошее освещение и подобрана по росту ребенка.  Свет на рабочую поверхность падает слева, потому что ведущая рука ребенка – правая.Так как слуховой аппарат не дает возможности понимать речь собеседника на все 100%, не следует повышать голос при разговоре, поскольку крик искажает артикуляцию, а ребенку со слуховым аппаратом может причинить боль.

До начала занятий состоялась  наша встреча сначала с  мамой, а потом и с девочкой.В результате беседы  сложилось представление о семье, в которой воспитывается ребенок – инвалид.  Мама рассказала об особенностях характера дочери. С Софией  сразу установился контакт. Она оказалась коммуникабельным и открытым для общения ребенком. Ей понравились и класс, и ее место за партой.

Когда начались занятия, многие дети стали  спрашивать про слуховые аппараты, которые увидели в ушах у девочки. С детьми была проведена беседа,  для чего предназначены слуховые аппараты  и почему девочке приходится ими пользоваться.  Реакция детей была разная. Одни пожалели девочку, другие никак  не смогли понять, что ребенок может родиться глухим. А один ребенок сказал: «Зачем она пришла в нашу группу? Пусть уходит». Эта ситуация поставила очень явную задачу - способствовать созданию общего настроя – и детей, и родителей, относиться к ребенку – инвалиду, как к обычному ребенку  (с некоторыми особыми потребностями).Тогда и  ребенок - инвалид  будет ощущать себя более комфортно.

В процессе обучения ребенка – инвалида с нарушениями слуха появились некоторые трудности.Девочке иногда  казалось, что ни педагог, ни дети ее не слышат. Она начинала громко кричать, вскакивать со своего места, жестикулировать руками. Письмо под диктовку тоже оказалось сложным для такого ребенка. В то время когда все дети записывали слова на слух, девочка просто списывала их с листка. Девочка была очень активной на занятиях, обучение давалось ей легко. На все вопросы учителя у нее всегда были готовы правильные ответы. Очень трудно  было понять ей, что надо  поднимать руку и ждать, когда спросят. Она громко выкрикивала, тем самым лишала других детей права на ответ. В этом случае помогали только индивидуальные беседы – и с ребенком, и с детьми. Сейчас эти проблемы  полностью решены.

София успешно занималась в объединении «Школа раннего развития»с пяти до семи  лет. Наряду с другими детьми, она принимала участие во всех мероприятиях нашего Центра, а также в различных конкурсах.  И  побеждала в них.

Теперь она первоклассница, но Центр творчества посещает до сих пор. Ей интересны занятия по каллиграфии, рисованию, лепке и  плетению из бисера.

В результате общения  и обучения ребенка-инвалида с нарушением слуха  был приобретен практический опыт, который позволил работать с другими детьми – инвалидами.

Девочка с диагнозом « врожденная косорукость» и  мальчик с диагнозом «сахарный диабет» занимаются в одной  группе по подготовке к школе первый год.Они в равной мере выполняют все правила посещения занятий, как и другие дети. Но вместе с тем, этим детям просто необходим ненавязчивый внимательный присмотр. Девочке нужна помощь в подготовке к уроку (достать тетради, пенал из сумки, разложить учебные вещи на столе). Состояние мальчика надо держать под контролем – обращать внимание на его внешний вид, спрашивать, покушал ли он перед занятиями. Родители этих детей во время занятий всегда находятся в Центре.Количество детей в группе -  15.Музыкально – ритмическая гимнастика проводится два раза за одно занятие и способствует снижению у детей  напряжения психо-эмоционального фона.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»ставит сложные задачи – овладение инклюзивным (совместным) образованием  детей – инвалидов и обычных  детей. Оно выражено в умении педагога  создать комфортные условия для всех детей на своих занятиях, путем оказания им своевременной и практической помощи, развития в них веры в собственные силы и возможности.

 
Баннер
Баннер
Баннер