Направления конференции

Авторизация



ИГРОПРАКТИКА, КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Р.А.Тухватуллина,
педагог дополнительного образования МБУДО
«Центр творчества Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» город Зеленодольск, Республика Татарстан

 

Усложнение и изменение — естественная часть процесса Жизни. Усложняются организмы, развивается наука, меняются инструменты. В психологии и образовании есть масса направлений и технологий, и самое новое и свежее — это игропрактика.

Игропрактика – педагогическая технология, позволяющая побудить ребенка к активной деятельности, а через неё к мыслительной деятельности.Игровая форма занятий, использование игровых приемов и ситуаций, создают специальную образовательную среду (игровую). Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Сама игра — это лишь инструмент, но эффективность инструмента зависит от мастера, который его использует. Ведущий, то есть игропрактик, управляет групповой динамикой, формирует доверительное и безопасное пространство, следит за таймингом, но главное — помогает интерпретировать те или иные позиции в контексте вопроса. Это принципиально важный момент: ведущий не дает готовых решений, но помогает игроку найти его собственные ответы. И как минимум половина успеха в первую очередь зависит от мастерства того, кто проводит игру.      Ведущий — тот, кто направляет игровой процесс.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность), физические и творческие способности.

Проблема группы детей с ограниченными возможностями здоровья в том, что контингент неоднороден, одновременное усвоение программного материала затруднено, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь педагога, психолога, логопеда и родителя.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. В связи с этим игра – единственная область деятельности, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на прак­тике, пользоваться ими в разных условиях.

Я работаю педагогом дополнительного образованияв Центре творчества 14 лет. За эти годы уменя обучались дети с различными заболеваниями. 10 лет назад инклюзивному образованию столько внимания не уделялось. Поэтому обучение и становление, как педагога-практика по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья проходило медленно, опыт собирался по крупинкам. Помогали сами родители, мой материнский инстинкт, ребенок, который вышел из стен своей комнаты и узкого окружения своей семьи. Ему было все интересно: новые стены, дети, отношения, занятия и сам педагог.

Много бесед проводилось с детьми в общей группе по вопросам толерантности. Детям свойственно озвучивать вслух свои мысли и отношение к окружающему миру.Поэтому просила детей помогать товарищу, радоваться его успехам.Со временем они уже не видели различий между собой.Проводились беседы и с родителями группы. Все мамы и папы согласны, что надо помочь. Но в своем коллективе такого ребенка не совсем хотели видеть.

Первый опыт -  ребенок с диагнозом детский церебральный паралич. Он проучился два года. Во всех играх ребенок участвовал вместе со мной. Я стояла сзади, ребенок опирался на меня, ладошка была в моей руке, и мы вместе стояли в игровом круге. У доски он стоял, опираясь на свою левую руку, а правой выполнял задания. Постепенно все привыкли видеть Камиля в классе. Так мальчик стал членом нашего детского коллектива. Он успешно закончил обучение в Центре творчества.

Трудность возникла приприёме в общеобразовательную школу. Директор и учитель категорически не хотели брать такого ребенка. В те годы только зарождалось инклюзивное образование. Мы с мамой настояли на том, что мальчик будет учиться в данной школе. Родители согласились на все условия. Сейчас мальчик учится в 9м классе, и школа им гордится. Он участвует в олимпиадах, конкурсах. У него проснулся литературный талант.

Были дети с задержкой умственного развития, слабослышащий ребенок, с сахарным диабетом, с заячьей губой, с расстройствами мочеполовой системы, с физическими родовыми травмами, слабовидящие.

В этом году у меня три ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Девочка с родовой травмой правой руки. Она сейчас все делает левой рукой. Когда делаем различные упражнения, слежу, чтобы правая рука тоже работала. Врачи говорят, что руку нельзя оставлять в бездействии.

Остальные дети с пониженным зрением. Носят очки с высокими диоптриями.

Такие дети сидят за первой или второй партой. Всегда наблюдаю за тем, чтобы все дети не наклонялись близко к тетради и учебникам. Делаем гимнастику для укрепления мышц глаз со всей группой детей.

Я сама мама, поэтому всегда на стороне матери, которая делает все, чтобы ее ребенок стал полноценным гражданином.Рада, что наше правительство повернулось лицом к семьям с детьми ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения.

У нас есть страничка родителей в WhatsApp, в Контакте и на сайте Центра творчества, где размещаются обучающие видеоролики для родителей «Дидактическая игра в помощь родителям». Не секрет, что родители большую часть времени проводят в сети Интернет, поэтому мы решили этим воспользоваться. Выкладывается видеоролик, который поможет родителям закрепить или развить навыки и умения ребенка.

Предлагаю вашему вниманию две дидактические игры, которые я использую на занятиях.«Дидактическая игра «Слова - прятки». Эту игру можно посмотреть за сайтеYouTubehttps://youtu.be/O0ht8mRcd7c

Игра поможет развить память не только детям, но также родителям, дедушкам и бабушкам.

Цель игры: развитие зрительной, слуховой и механической памяти.Для игры можно использовать карандаши разных цветов или магниты.Выбираются слова одной группы (например, «Овощи», «Мебель», «Дикие животные» и т.д.). Ребенок должен запомнить цвет магнита и слово, которое за ним «спряталось».По очереди выставляются магниты и называется слово. На первом этапе можно начинать с 4х – 6ти слов (5лет), 5ти-10ти слов (6лет).

  1. Ребенок называет слова по порядку.
  2. Затем слово называются в обратном порядке.
  3. Затем вразброс (первое, третье, второе, четвертое).
  4. И самое сложное задание, когда все магниты перемешиваются.
  5. Дети закрывают глаза. Убирается один магнитик. Дети должны назвать цвет магнита и слово, которое за ним «спряталось».

Дидактическая игра «Мешочек букв».

Цель: развитие тактильной памяти.Все знакомые буквы, не более 10ти, кладутся в мешочек. Затем ребенок закрывает глаза. Он опускает руку в мешочек, нащупывает букву и узнает ее по тактильным ощущениям.         Сначала называет угаданную букву и потом достает ее. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнать и назвать букву.

2ой вариант игры с усложнением. Ребенок закрывает глаза. Опускает руку в мешочек. Надо угадать букву и назвать слово, которое начинается на эту букву. Остальные дети называют букву. Потом буква достается из мешочка.

Такие игры очень нравятся детям.Статистика показывает, что количество детей с ограниченными возможностями здоровьяувеличивается. Поэтому наша работа своевременна, актуальна и востребована со стороны социума.

 
Баннер
Баннер
Баннер