Направления конференции

Авторизация



РОЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ В ДУХОВНОМ СТАНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА

Н.Н. Козлова,
методист ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на образец общечеловеческих ценностей и идеалов.В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственный выход из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие.

Формируя такие черты характера как милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость, православие на протяжении многих лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма и составляло нравственную основу природы русского человека.

Русский философ Иван Александрович Ильин утверждал «Необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь». Воспитать» – значит сделать из ребенка не преуспевающего человеко угодника, а духовно зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. Дух и инстинкт совсем не противоположны друг другу. Дух есть высшее естество инстинкта, а инстинкт есть элементарная, но органически целесообразная сила самого духа» (Ильин–Собр.соч.т.3,, с. 409-415).

Ребенок должен как можно раньше научиться чувствовать чужое страдание, беречь, помогать и жалеть ближнего. Необходимо найти прямой и близкий путь к его сердцу.

Дошкольное детство - важнейшее время для того, чтобы у ребенка сформировался внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор в жизни. Именно в это время закладываются представления о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения.

Работу по приобщению детей к православным праздникам можно начинать со старшего дошкольного возраста.  Дети этого возраста уже способны воспринимать радостную атмосферу таких православных праздников как Рождество Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Сретение Господне, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим.

После пяти-шести лет он должен услышать о героях своей страны, научиться восхищаться и гордиться ими. На сказках Пушкина А.С.ребенок учится доброте, честности, верности, вместе с Гоголем Н.В. – радостно дивиться на гениальность русского языка.

Процесс духовно-нравственного воспитания станет более эффективным если у ребенканавертываются слезы на глазах от русской задушевной песни, он испытывает первые эстетические переживания, приобретает способность глубже чувствовать и размышлятьпри звуках серьезной и глубокой музыки.

Раскрытие содержания и смысла праздника, обрядов и традиций осуществляется через чтение Евангельских рассказов; обыгрывание темы праздника: инсценирование, проведение игр; чтение произведений, подобранных в соответствие с темой праздника;  разучивание стихотворений, песен, театрализованных представлений. Знакомство с обычаями, обрядами и традициями, связанными с православными праздниками, изготовление подарков, украшений к празднику расширяет представление детей об укладе жизни русского народа, раскрывает его духовно-нравственные ценности: трудолюбие, доброжелательность, милосердие, воспитывает у детей чувство гордости и уважения к своему народу, способствует формированию творческой личности ребенка. Поможет упорядочить работу по духовно-нравственному воспитанию детей иметодическое пособие «Календарь православных праздников».

В рамках проведения православных праздников могут использоваться занимательные дидактические игры («Ступеньки добрых дел», «Скажи вежливое слово», «Радостный и грустный ангел», «Выложи мостик добра» и др.)

Важно понимать, что православное воспитание - это не только вера в Бога, но и знание и следование традициям, почитание родителей. Решение задач духовного воспитания возможно лишь во взаимодействии семьёй. Православие дает понять, семья будет рядом всегда , и в горе, и радости. В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных: празднование Пасхи, рождества Христова, яблочного и медового спаса и др. Воспитание в православных традициях дает ребенку четкое понимание добра и зла, порока и безгрешности, умение отличать что такое хорошо, что такое плохо.

Ребенку необходим поток мужественной, братски-товарищеской любви от отца и женственно-ласковой, религиозно-совестной любви от матери. В его сердце должна навсегда расцвести почтительная и нежная благодарность к родителям, пробудившим его сердце и укрепившим его духовность. Он должен открыть свое сознание голосу совести и научиться внимать его бессловесным призывам к совершенству. После каждого духовного пробуждения и восприятия надо говорить ему о том, что есть благостный Господь, знающий его и любящий его, чтобы ему самому захотелось молиться, и тогда научить его лучшим и кратчайшим молитвенным словам и самим молиться при нем и с ним вместе. Так пробуждается в ребенке его инстинктивная духовность, входящая в сокровенную глубину его сердца.

В семье каждый из нас впервые, через послушание старшим осознает понятие авторитета, что является основой для такого качества как законопослушание, без которого невозможно и гражданское воспитание. В семейной жизни искореняются ростки себялюбия и эгоизма, воспитывается жертвенная любовь к ближним, вплоть до способности пожертвовать своей жизнью ради близких. Жертвенность является основой и патриотического воспитания. Родители должны статьглавными союзниками с образовательной организацией в духовном и нравственном становлении ребенка.

Важно привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, выставках рисунков и поделок, конкурсах, готовить совместные презентации творческих проектов, домашнюю православную библиотеку и др.).

Для осуществления целостного воспитательного процесса должна быть программа совместной воспитательной работы школы и семьи по организации духовно – нравственного воспитания учащихсячерез приобщение к духовным традициям православия.

Формами реализации программы могут стать детско–родительские встречи, экскурсионные поездки, туристические походы, совместные олимпиады, викторины, семейные праздники, читательские конференции, реализация проектов.

Мультимедийные презентации, мультипликационные фильмы, игры, виртуальные экскурсии сделают   яркими, интересными, запоминающимися и продуктивными совместные занятия с родителями и будут способствовать обмену позитивным опытом, взаимосвязанности и взаимодополняемости воспитательного воздействия православных традиций в духовном становлении учащегося.

 

Литература

  1. Акутина С.П. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками [Текст] / С.П. Акутина // Классный руководитель.-2007.-№3.-С.5-25.
  2. Атаманова Т.И. Нравственные устои и этика поведения классный час [Текст] /Т.И. Атаманова //Завуч начальной школы.-2006.-№4.-С.68-93.
  3. Богашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи [Текст] /А.Богашев // Воспитание школьников.-2008.-№9.-С.10-14.
  4. Бразговка Л. Нравственные основы преобразования младшим подростком собственной жизни [Текст] /Л. Бразговка // Воспитание школьников.-2009.-№2.-С.24-27.
  5. Зимина А.И. Организация работы по направлению «Нравственность» [Текст] /А.И.Зимина / /Классный руководитель.-2007.-№6.-С.6.
  6. Карпичко О.В. Нравственно-этические составляющие современного учебного процесса [Текст]/ О.В.Карпичко // Образование в современной школе.-2008.-№5.-С.48.
  7. Коч А.А., Нравственные ценности [Текст]: материалы для классного часа/А.А. Коч // Классный руководитель.-2004.-№1.-С.122-143.
  8. Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома: Сборник научных трудов / Академия наук СССР (Ленинградское отделение); Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. А. М. Панченко. — М., Л.: Наука, 1954. — 348 с. — С. 277—322.
  9. Шестун Е. Православная педагогика: учебное пособие [Текст] Издательство: М. Про - Пресс. 2010
 
Баннер
Баннер
Баннер