Направления конференции

Авторизация



ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

В.Н. Свиненко,
заведующий отделом «Истоки» ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

 

Слово «воспитание» обычно вызывает представление о культуре детства. А между тем воспитание отнюдь не ограниченно детством, оно должно следовать за человеком в продолжение всей его жизни, преобразуясь в самовоспитание. Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Проблема выбора нравственных ценностей и идеалов особую актуальность приобретает в подростковый период, когда осуществляется переход от сознания к самосознанию «выкристаллизовывается» личность. В связи с этим встаёт задача создания такой воспитательной среды, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в её решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

Одним из важных условий духовно-нравственного воспитания является использование культурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, невозможно без привития чувства любви к малой Родине, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живёшь, глубокого познания духовного богатства своего края, его культуры и истории. В связи с этим особую воспитательную и развивающую ценность приобретает краеведческая деятельность. Краеведение является той областью социально-гуманитарных знаний, которые оказывают действенное влияние на формирование мировоззрения, чувств, убеждений подростков.

В организациях дополнительного образования детей существуют разнообразные формы организации образовательного процесса краеведческой деятельностью. Одной из форм реализации исследовательской работы в период летних каникул для юных художников и литераторов Оренбуржья является областная литературно-экологическая экспедиция «Аленький цветочек».  Она проводится педагогическим коллективом отдела «Истоки» ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» с 2006 года.

Экспедиция проводится на базе государственного учреждения культуры «Музей-заповедник С.Т. Аксакова» в селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области, родине нашего знаменитого земляка, замечательного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Участники экспедиции имеют уникальную возможность проживать в музейно-историческом комплексе и иметь свободный доступ к архивным материалам и документам о жизни и творчестве писателя. Получая новые знания о жизненном и творческом пути С.Т. Аксакова, ребята знакомятся с экспонатами музея, занимаются исследовательской работой в архиве музея, а также исследованиями по эколого-краеведческому направлению.

Являясь не только литературной, но и природной жемчужиной Оренбуржья, это место не может оставить равнодушным ни одного человека. Вот как участница первой экспедиции Анастасия Козлова отозвалась о селе Аксаково: «У каждого человека есть место, где он родился. Родной дом, семья, малая родина. Моей родиной стало село Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области. Это не просто точка на карте мира, это родина великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Это место, где стремительный бег времени замедляется. Стоит село в стороне от больших дорог. Между живописными холмами. В центре его – прекрасная старинная усадьба с домом, срубленным красиво, добротно, как в старину. Так сложилось, что приехала я в Аксаково из далекого якутского города именно в таком же возрасте, как и будущий писатель, Сережа Аксаков, восьми лет от роду. Мне радостно, что и я имею возможность вдыхать аромат благоухающих трав, бродить по старинной липовой аллее, обнимать стволы вековых сосен. Эти древние «старушки» помнят задумчивого мальчика, ставшего знаменитым писателем. С тех пор в музее-усадьбе существует традиция: читать у подножия сосны стихи и прозу».

Во время экспедиции ребята занимаются не только историко-литературным краеведением, но и становятся сильными духом и телом. Этому способствуют отрядные и спортивные мероприятия, а также трудовые и экологические десанты по благоустройству территории Аксаковского   парка. Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, а приносил удовлетворение, он должен быть одухотворен высокой, общественно значимой целью. Поэтому все десанты проходят с энтузиазмом и часто с песней.

Так участница первой и второй экспедиции Елена Дронова пишет: «В нашей программе значилось не только посещение музея и окрестностей села, работа с архивными материалами, различные экскурсии, литературно-интеллектуальные игры, литературная учеба, но и помощь заповеднику. Во время экскурсии по парку родилась идея продолжить маршрут – расчистить дорогу до старой ветлы и озера Любви. Мы работали с большим энтузиазмом. А когда дошли до ветлы, обнаружили, что аллея не заканчивается, тропа ведет дальше. С новыми силами взялись за работу. Оказалось, что акациевая аллея огибает озеро и выходит к барскому дому. Где-то посередине обнаружился невысокий холм с площадкой наверху. Покопались в музейных документах.          Оказывается, там находилась старинная беседка. Удачное место для отдыха. Ребята прикатили туда пеньки, соорудили импровизированные сиденья и стол. В центре поставили самовар, развели огонь из еловых шишек. Заварка – шалфей, душица, зверобой… И мед. Этот чудо-чай мы пили с осознанием выполненного большого дела».

Еще одна участница седьмой и восьмой экспедиции Ольга Щербакова написала так: «Следующие наши дни пребывания в Аксаково были посвящены исследованию Липовой аллеи. Мы ознакомились с таблицами категорий состояния деревьев, по визуальным признакам определяли и описывали каждую липу. В Липовой аллее росло всего 57 деревьев, но состояние их не радовало. Большинство оказались сильно ослабленными, и были отнесены нами к 3-ей категории. Липы не могут говорить, но они явно хотят этого. Зелёные сердца на ветвях колышутся, боясь, что их так никто и не услышит, никто не поможет. Как грустно, как больно, когда не можешь понять, а значит обрекаешь на гибель.  Сергей Петрович говорил нам, что сейчас нужно собрать как можно больше материала, получить информацию, а по приезду домой разобраться со всем, провести анализ и найти способы, как помочь деревьям. Весь год продолжалась наша кропотливая деятельность над исследовательской работой о Липовой аллее. Возникала значимая теория сохранения дорогих сердцу аксаковских лип. Мой руководитель, с его стальным терпением, и я, пока еще мало что понимающая в основах лесоведения и лесоводства, каждый вечер трудились над полученными данными таксационного описания. Я обрастала информацией, погружалась всё глубже в стихию природы и леса. За полгода   я узнала о лесе больше, чем за всю жизнь -  до встречи с Сергеем Петровичем Абрамовым. К некоторым выводам начала приходить сама. Мы составляли таблицы, диаграммы, строили графики, высчитывали средние величины, определяли средневзвешенную величину оценок состояния липы мелколистной и др. Вскоре мысли о несчастных деревьях вовсе перестали покидать мою голову.  Но работа была сделана, как потом выяснилось на конкурсе - на «отлично». И хочется надеяться, что мои исследования помогут нашим липам в Аксаковской усадьбе».

Природа села Аксаково – настоящий источник прекрасного, дающий богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, фантазии, умения видеть и ценить красоту окружающего мира. А экскурсии по аксаковским местам на Кудринскую и Челяевскую горы, Святой и Барский родники, Лебяжье озеро и плотину, в Рычковский замок и завод, наводят ребят на нравственные размышления, помогают зарядится творческой энергией.

Виктория Мотыжева, участница третьей и пятой экспедиции написала: «Я увлекаюсь фотографией, поэтому в экспедиции исполняла роль фотографа. И могу сказать, что каждый из дней экспедиции имел свой образ: цветов, солнца, земляники, огромных старых деревьев, белых лебедей – счастья! Вот в памяти, словно вспышка фотоаппарата, вспыхивает воспоминание об обрядовой свадьбе, в которой мы принимали участие. Я пробираюсь со своим фотоаппаратом сквозь толпу гостей, преисполненная ответственности, стараясь поймать в кадр нашу красавицу Маринку, которая в образе Настеньки держит в руках Аленький цветочек. А вот – встреча с жителем села Аксаково, ветераном Великой Отечественной войны, бывшим разведчиком, оставившим свою подпись на Рейхстаге. А вот наш спектакль. Вася – в образе Пушкина. Но такой наивный, чистый, трогательный! Как герой русских народных сказок. После экологических десантов мы уходили в горы. Зеленые горы и земляника – это просто наслаждение, замечательное ощущение свободы, когда можно ни о чем не думать, а просто так лечь в траву и мечтать! Наверное, именно поэтому все мои фотографии получились искренними, солнечными, сияющими, по-настоящему летними. У старинного колодца, у резного окошечка, у большого медного самовара, в глубоком овраге, когда светилась под солнцем каждая веточка дерева. Нам не могла помешать даже жгучая крапива в этом овраге. Фотографировались мы и с белым конем, и с косой у стога сена, и в интерьерах старинного барского дома. Сама атмосфера аксаковской усадьбы помогала нам почувствовать дух прошлого, увидеть себя со стороны, в необычной для себя роли. Я очень благодарна Судьбе, что она свела меня с такими замечательными ребятами и педагогами, хранителями музея, старожилами села Аксаково, за то, что был полет в моей душе, за то, что я смогла сделать в этой жизни что-то хорошее».

Вариативной частью программы областной экспедиции «Аленький цветочек» являются занятия по русской словесности, которые проходят непосредственно в писательской усадьбе. На этих занятиях ребята учатся воспринимать литературу как искусство слова, то есть по сути осознавать произведение, что способствует формированию мировосприятия и духовного мира подростка.

О благословенной Аксаковской земле писал К.Д. Ушинский: «Воля, простор, прекрасные окрестности, душистые овраги и колыхающиеся поля разве не были нашими воспитателями?  Я глубоко убежден, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

В заключение хочется сказать, что, безусловно, для всех ребят участие в экспедиции – это своеобразная ступенька, которая способствовала духовному совершенствованию и нравственному становлению подростков.

 
Баннер
Баннер
Баннер