Направления конференции

Авторизация



ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «В ЦИФРЕ» - ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Т.А. Бугрова,
методист ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

 

Современный мир непрерывно изменяется. Активная конкурентная среда отечественной системы образования диктует современным образовательным организациям новые требования: мобильность, оперативность реакции на новшества, готовность к инновационной деятельности, расширение спектра и повышение качества образовательных услуг, расширение экономической самостоятельности, обновление управленческого аспекта деятельности, повышение статуса.

В условиях усиливающегося темпа социальных и технологических изменений в современном мире образование не может оставаться замкнутой системой, не учитывать происходящие вокруг изменения. Напротив, именно способность своевременно учитывать изменения и реагировать на вызовы внешней среды является важнейшим фактором конкурентоспособности современной системы образования.

В различные сферы деятельности человека внедряются инновации, что ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствование знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности.

До недавнего времени мы говорили об информатизации образования. С возникновением и развитием информационных технологий появились новые возможности для повышения качества информационного обмена между образовательной организацией и социумом. Информатизация образования создала базу для перехода на новый уровень. Система образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека. [4]

Цифровизация  направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированы на непрерывное обучение (повышение квалификации) в электронном формате.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», являющийся частью национального проекта «Образование», направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

В соответствии с этим приоритетным направлением современного образования является развитие цифрового образования и внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий в связи с новым уровнем запросов цивилизации.

В рамках реализации федерального проекта министерство просвещения РФ планирует создать Центр цифровой трансформации образования, на базе которого будет осуществляться организационно-управленческая, методическая, аналитическая и экспертная деятельность, направленная на обеспечение высокого качества и доступности образования всех видов и уровней, а также обучение управленческих команд субъектов Российской Федерации. Будет обеспечена оптимизация деятельности образовательных организаций, перевод отчётности образовательных организаций в электронный вид и её автоматическое формирование.

Основой реализации проекта станет создание и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, набора типовых информационных решений. [7]

Цифровая среда – это совокупность элементов, некая экосистема, которая объединяет различные информационные ресурсы и сервисы, в первую очередь, базирующиеся на том, что цифра даёт возможность принимать те или иные решения на основе больших данных». «Построение цифровой платформы будет основано на четырёх принципах. Первый – это надёжность, все данные должны представлять собой безопасность. Это ключевой принцип. Второй принцип – это полезность. Третий – принцип открытости с точки зрения контента и технологий. Четвёртый – единство в работе с данными». [10]

Цифровые технологии в современном мире – это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать их создателями.

Современный мир перешёл на очередной уровень развития новых технологий. Изменились требования к умениям педагогов. Руководящим и педагогическим работникам организаций дополнительного образования нужно уметь грамотно организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию.

Цифровая среда сегодня требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы по сбору и обработке информации.

Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником в цифровом мире. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию.

В образовании цифровизация направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, life-long-learning – обучение в течение жизни, а также его индивидуализации на основе advanced-learning technologies – технологий продвинутого обучения. Устоявшегося определения этого термина пока нет, но в него включают использование в обучении больших данных, виртуальную и дополненную реальности, облачных вычислений и многие другие технологии.

Цифровые инструменты сопровождают изменения, позволяющие говорить о действительном улучшении процесса сбора и обработки информации больших объёмов данных.

Качественное информационное обеспечение – основа эффективного    управления организацией. Управленческие и организационные решения должны приниматься на основе полной, своевременной и стратегически важной информации.

В соответствии со статьей 97 Федерального закона «Об образовании в РФ» «Информационная открытость системы образования» организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обеспечивать открытость и доступность информации о системе образования в организации.

Участники образовательных отношений имеют право на получение достоверной информации о состоянии и перспективах развития образования. Все данные должны быть прозрачны, т. е. раскрывать обязательную информацию для родителей, учащихся, педагогов и общественности.

Доступность информации потребует постоянного поиска и выбора релевантного и интересного контента, высоких скоростей его обработки.

Повышение качества информационного обеспечения деятельности организаций дополнительного образования Оренбургской области требует внедрения и использования в работе организаций новых форм.

Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко является региональным ресурсным центром по художественному и социально-педагогическому направлению (приказ Министерства образования Оренбургской области «О присвоении статуса региональных ресурсных центров» от 08.11.2016 г. № 01-21/2873) и федеральной инновационной площадкой  в системе образования на период 2019-2023 годы по проекту методического сопровождения и поддержки организаций дополнительного образования Оренбургской области (приказ Минпросвещения России № 318 от 18.12.2018 г. «О федеральных инновационных площадках»).

Современные информационные технологии обеспечивают сбор, хранение и обработку данных, их публикацию и доведение до различных субъектов, имеющих информационные запросы к образовательной организации.

В рамках деятельности ресурсного центра функционирует Центр статистики научно-практической лаборатории «Поиск» ООДТДМ им. В.П. Поляничко, целью которого является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы дополнительного образования детей, о качественных и количественных изменениях в ней.

Деятельность Центра статистики направлена на сбор и обработку информации, на создание банков данных по актуальным вопросам системы дополнительного образования детей Оренбургской области по всем направлениям деятельности.

Основными информационными источниками в данном вопросе являются материалы обязательной государственной статистики, нормативные документы и формы отчётов ОДО. Документами, по которым осуществляется сбор статистических данных о состоянии региональной системы дополнительного образования Оренбургской области, являются форма № 1-ДО (сводная) и  форма № 1-ДОП, утверждённые Росстатом, а также информационная карта ОДО Оренбургской области.

Информационная карта содержит дополнительные сведения об организациях дополнительного образования: о нормативно-правовом, информационно-техническом, программно-методическом обеспечении, сетевом взаимодействии, достижениях учащихся и пр.

Карта ежегодно изменяется и дополняется: редактируются и обновляются формы для сбора информации, памятка по заполнению  Информационной карты ОДО. С появлением новых нормативно-правовых документов изменяется и содержание информационных бюллетеней, статистических информационно-аналитических сборников ООДТДМ им. В.П. Поляничко и ОДО Оренбургской области. К примеру, в соответствии с новым документом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196) изменились направления образовательной деятельности, поэтому и поменялись таблицы информационные карты.

На основании данных, представленных в информационных картах, Центр статистики выпускает информационные бюллетени и статистические информационно-аналитические сборники. Используя информационную карту и информационно-аналитический сборник в своей деятельности, можно  увидеть уровень достижений организации по отдельным показателям и в целом; состояние программно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения образовательного процесса в организации, количественную и качественную характеристику состояния организации, и развития образовательных направлений ОДО; разрабатывать планы работы, проекты, программы развития, написать самообследование на основе анализа информации; выявить проблемы и определить приоритеты образовательной политики в организации; определить направления управленческих решений и разработать необходимые мероприятия по управлению качеством образования в организации.

Сравнительный анализ данных позволяет точнее охарактеризовать текущую ситуацию в дополнительном образовании области, выявить проблемы и складывающиеся тенденции. Его задача – не поставить отметки, не указать на первых и последних, а определить тенденции и проблемы, понять, почему при прочих равных условиях одни ОДО добиваются лучших результатов, а другие не смогли обеспечить должные результаты деятельности. [1]

Эти документы не только предоставляют информационную картину ОДО области, но и позволяют определить, проанализировать работу более успешных организаций, выявить тенденции и проблемы как в отдельных ОДО так и, соответственно, в региональной системе в целом.

Сегодня в приоритете представление информации в цифровом виде. В отличие от электронного цифровой формат более точно представляет информацию, обеспечивая её свободную циркуляцию, размещение, обработку, использование в компьютерных сетях. [4]

Для осуществления сбора и обработки информационных данных образовательных организаций используются различные компьютерные программы.

Одним из инструментов обработки статистических данных является программа Excel, она позволяет сводить данные в единые таблицы, делать выборки, суммировать данные, интересующие специалистов любого уровня.

Можно ли это сделать без «цифры»? Конечно, хотя это будет не так удобно и функционально, и «цифровым следом» будет труднее поделиться.

Первоочередная проблема, которую приходится раз за разом решать в цифровом образовании, – готовность руководящих и педагогических работников быть проводниками изменений в образовательных отношениях, готовность использовать те или иные новые инструменты при сохранении прежнего стиля работы. [8]

При работе с электронными документами возникает необходимость в сведении данных, чтобы они были доступны для редактирования, печати или просто ознакомления. Можно переслать нужный файл по электронной почте, но это займёт время (пользователь должен получить, внести правки, отправить обратно), а можно воспользоваться цифровым инструментом –сервисом от компании Google – Google таблицы.

Google таблицы – это онлайн-приложение, с помощью которого вы можете легко создавать и форматировать таблицы, работать с ними, вносить правки совместно с другими пользователями.

Google Таблицы по внешнему виду и функциям похожи на продукт компании Microsoft Excel. Если есть опыт работы с Microsoft Excel, разобраться с тем, как работать в Google, таблицах не составит труда.

Под облачными технологиями (от англ. «cloud computing») понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Эта технология предполагает использование глобальной сети Интернет. В этом случае работа и общение могут осуществляться синхронно в режиме реального времени (online) или асинхронно в режиме отложенного времени (offline).

Документы Google позволяют руководящим и педагогическим работникам ОДО области успешно и эффективно взаимодействовать, удалённо работать над общими документами и сводными таблицами, а руководителю – контролировать и управлять этой работой.

Онлайновые сервисы для сбора и обработки информации от Google обладают рядом достоинств:

• возможность использовать их в любой образовательной организации, где есть сеть Интернет;

• совместная работа над документами и общение в режиме реального времени с другими пользователями, изменяющими таблицу.

Но основное преимущество работы с такими таблицами заключается в том, что можно видеть, кто (какая территория, организация) в данный момент работает над документом и какие изменения вносит.

Такая совместная работа делает процесс сбора обработки информации открытым для всех участников.

Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и управленческие решения ситуаций.

Мы видим, что процесс цифровизации экономики, образования и любых иных сфер жизни человека предполагает формирование у него цифровой (информационной) культуры, позволяющей грамотно использовать открывающиеся возможности и органично встраиваться в среду информационного общества. [4]

Следовательно, цифровизация образования ведёт к его коренной, качественной перестройке. Педагогические и руководящие работники обязаны научиться применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы. Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажёров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг изучаемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте.

Формирование конкретных компетенций происходит на различных уровнях образования, однако, цифровые компетенции формируются в течение всей жизни. Следовательно, цифровизация образования напрямую зависит от уровня владения цифровыми технологиями педагога с целью их продуктивного применения в образовательной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агранович, М. Л. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики / М. Л. Агранович, Е. С. Заир-Бек, О. Н. Кожевникова, В. П. Поневаж, Е. Л. Рачевский. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 133 с.
  2. Блинов, В. И. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. – М.: Перо, 2019. – 72 с.
  3. Как создать новую Google таблицу на компьютере : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://inetfishki.ru/servisy-google/kak-sdelat-google-tablicu.html.
  4. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107 – 113.
  5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919.
  6. Об образовании в Российской Федерации (с изм. на 26.07.2019) : изменениями Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.moedelo.org/Pro/View/Legals/97-425971769764?anchor.
  7. Паспорт проекта «Цифровая образовательная среда» : приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 № 3 : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.edu54.ru/upload/files/.
  8. Погодин В. Образование «в цифре» – взгляд изнутри : [ Электронный ресурс] / В. Погодин // Вести образования. – 2017. – 20 сентября. – Режим доступа : https://vogazeta.ru/articles/2017/9/20/analitycs/248-orazovanie_v_tsifre__vzglyad_iznutri.
  9. vХлебникова, М. А. Облачные технологии на уроках (варианты использования сервисов GOOGLE) : [Электронный ресурс] / М. А. Хлебникова. – Режим доступа : http://www.crsoperm.ru /облачные-технологии-на-уроках-вариан/.
  10. Цифровая образовательная среда» : векторы развития : обсуждение в Общественной палате РФ реализации федерального нацпроекта : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/51221.
  11. Шохнин, А. Как создать «Гугл таблицу». Работа в «Гугл таблицах» : [Электронный ресурс] / А. Шохнин. – Режим доступа : http://shohnin.ru/blog/poleznye-instrumenty/kak-sozdat-google-tablicu-rabota-v-googl-tablicah/.
 
Баннер
Баннер
Баннер