Направления конференции

Авторизация



РАЗВИТИЕ DIGITAL SKILLS У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

М.В. Пилич,
методист МАУДО  «Центр развития творчества детей
и юношества города Новотроицка
Оренбургской области»

 

Происходящая сегодня в мире технологическая революция  приводит к широкому распространению цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, робототехника, мехатроника, виртуальная реальность и другие инновации. По оценкам экспертов компании «Microsoft», 65% сегодняшних учеников школ и студентов вузов будут осваивать профессии, которых еще не существуют [4].  Например, появятся такие профессии, как разработчик моделей big data, проектировщик 3-D печати в строительстве, проектировщик промышленной робототехники, оператор многофункциональных робототехнических комплексов и другие. [1]. Большинство из них потребуют актуализации цифровых компетенций (digital skills), что обуславливает необходимость формирования их у современных школьников. Digital Skills  - это доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ею [2].

Объединения технической направленности являются идеальной платформой для формирования у обучающихся digital skills, которые помогут им в дальнейшем решать сложные профессиональные задачи в цифровой среде.  Потенциал технического творчества для модернизации современного образования высок, подчеркивается в национальном проекте «Образование». Концепции развития дополнительного образования и в программе «Десятилетие детства». Дополнительное образование детей обладает для этого огромными ресурсами [3].

Школа «Арт-инженерия» (руководитель А.Е. Потемкин) начала свою работу на базе МАУДО «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка» в 2018 году. Создание школы стало возможным благодаря победе педагогического коллектива МАУДО ЦРТДЮ в грантовом конкурсе социально-значимых проектов «Сделаем вместе»   управляющей компании «Металлоинвест». Проект «Школа «Арт-инженерия» был высоко оценен экспертами конкурса, так как он является первой ступенью на сложном пути профессионального развития специалистов, которые в дальнейшем смогут начать и продолжить свою карьеру на предприятиях города[1].

В ходе обучения в школе у учащихся формируется цифровой профиль компетенций: программирование микроконтролеров, проектирование и создание физических и виртуальных интерфейсов управления, интерфейсов с голосовым управлением, 3D-моделей, автоматизированных и роботизтрованных систем на основе машинной логики и технического зрения. В школе «Арт-инженерия» учащиеся знакомятся с digital-компетенциями таких профессий, как инженер - конструктор, инженер - схемотехник, сервис - инженер,  инженер - программист, инженер по 3D печати, 3D-визуализатор, 3D-дизайнер,  дизайнер интерфейсов, архитектор интеллектуальных систем управления (нейропилотирование),  оператор беспилотных аппаратов.

В образовательных программах школы «Компьютерная графика», «Lego-конструирование»  и «Основы инженерии» преобладает вариативная часть, заключающаяся в проектной деятельности. Образовательный процесс в школе построен так, что каждый обучающийся с первых занятий начинает работать над проектом индивидуальным или групповым, параллельно осваивая новые теоретические знания. Темы проектов обучающиеся выбирают совместно с педагогом, делая выбор в пользу проектов, которые имеют практическое и социальное значение. Например, ими разработаны проекты, которые могут использоваться в медицине и помогать больным людям и их близким. Проекты  «Блоки сбора данных состояния пациентов соединенных в единую сеть», «Персональный кардиомонитор с возможностью СМС-уведомления о состоянии пользователя» помогают проводить мониторинг состояния пациентов по проводному, радиоканалу, по средством СМС-сообщений или интернет-соединения и выводить информацию на единый экран или web-интерфейс в максимально удобной для мониторинга форме. Устройства способны при помощи закреплённых на теле  датчиков непрерывно снимать жизненно важные показатели (пульс, температуру тела, насыщение крови кислородом, электрокардиограмму сердца), а также температуру и влажность окружающей среды, а при падении показателей ниже определённого порога включать сигнал оповещения или отправлять СМС-уведомление на номер (или список номеров), заданный заранее. Уникальность проектов состоит в том, что созданные обучающимися устройства отличаются от имеющихся аналогов: имеют сравнительно небольшую стоимость, компактность, простоту использования, высокий уровень автоматизации, не требующий от пользователя каких-либо осознанных действий в случае резкого падения отслеживаемых показателей. Открытая аппаратная платформа позволяет без существенных затрат  спроектировать аппарат, в должной мере удовлетворяющий требованиям конкретного заказчика.

Группой учащихся разработан и реализован проект «Лестница в небо», в рамках которого был сконструирован и собран беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Актуальность данного проекта подтверждается необходимостью использования беспилотных летательных аппаратов в таких областях, как сельское хозяйство, лесное хозяйство, пожарная охрана, МЧС, МВД и армия РФ. Работая над проектом, учащиеся знакомятся с теорией воздухоплавания и историей создания летательных аппаратов, видами летательных аппаратов, их отличиями, сферами  применения БПЛА, профессиями, связанными с БПЛА, аппаратным и программным устройством  БПЛА; обучались пилотированию на открытой местности и в закрытых помещениях,  правильному хранению, транспортировке и обслуживанию БПЛА и их частей, исправлению мелких неисправностей в полевых условиях и модульному ремонту, программному ремонту и настройке БПЛА.

Работа над проектами способствует формированию у обучающихся не только цифровых и профессиональных навыков, но и навыков сотрудничества, умения работать в команде, а также таких нравственных качеств, как гуманизм, патриотизм, трудолюбие, уважение к старшему поколению.

Формирование digital skills предполагает и развитие у обучающихся способности использовать цифровые технологии безопасно, ответственно и эффективно. Поэтому учащиеся школы участвуют в международном квесте по цифровой грамотности «Сетевичок» (сетевичок.рф), созданного под патронатом Совета Федерации и Министерства Просвещения РФ. Регулярно проводят Единые уроки по безопасности в сети Интернет (единыйурок.рф) проекта Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.

Несмотря на то, что школа «Арт-инженерия» существует только второй год, учащиеся уже организовали 8 городских выставок технического творчества, на которых продемонстрировали горожанам свои работы; стали победителями городской и зональной выставок технического творчества «Юный техник – 2019» в номинациях «Электрифицированная игрушка», «Работы, выполненные из готовых наборов, различных конструкторов», «Робототехника»; дипломантами 1 степени региональной интеллектуальной площадки юных изобретателей и конструкторов «Юные интеллектуалы Оренбуржья – российской науке».

Обучение в объединениях технической направленности помогает новому поколению принять вызовы современного цифрового общества: освоить новые формы социального взаимодействия и автоматизированного производства, использовать в профессиональной деятельности мобильный Интернет, искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные, VR –технологии.  А самое главное -  цифровые навыки  помогают подросткам воплощать новые идеи в жизнь и  стать частью цифрового мира.

Литература:

1. Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://atlas100.ru/future/articles/professii-pensionery/ (дата обращения: 25.09.2019)

2. Катькало, В.С. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет./ Катькало В.С., Волков Д.Л., Баранов И.Н.- М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018.- 136 с.

3. Microsoft - «Future Proof Yourself. Tomorrow’s jobs». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://enterprise.blob.core.windows.net/whitepapers/futureproof_tomorrows_jobs.pdf (дата обращения: 04.10.2019)



[1] Город Новотроицк является промышленным городом, на его территории действуют 20 крупных и средних предприятий.

 
Баннер
Баннер
Баннер