Авторизация
РАЗВИТИЕ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБУДО «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ЗМР РТ» |
Л.Ш. Альмухаметова,
Семья несёт основную нагрузку в формировании личности учащегося, его жизненных планов и ценностных установок, усвоения традиций и опыта старших поколений. Центр творчества выступает одним из основных партнёров, осуществляющих процесс воспитания молодого поколения в полном его объеме. Возникла следующая ситуация: 5 сентября 2019 года 712 родителей привели своих детей от 3-х лет и старше в разные объединения по развитию и по подготовке детей в школу. Родители охотно пришли на первое родительское собрание, причём явка составила -98%. Далее наблюдалась следующая картина: родители доводят детей до дверей кабинета, вежливо здороваются и по окончании занятий - прощаются, уводят детей домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают достижения и затруднения своих детей. Оформленные стенды для родителей особо не пользовались успехом. На методических объединениях отделов заведующие совместно с педагогами обсудила возникшую ситуацию. У педагогов и родителей единая цель – сделать все, чтобы дети гармонично развивались и, соответственно, росли здоровыми и жизнерадостными. А для этого необходимо взаимопонимание и сотрудничество. Была проведена образовательная сессия для родителей с использованием современных технологий, методов и приёмов. Родители выступили наставниками, что способствовало взаимодействию с педагогом, понять и увидетьв другом-равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять. Проведённая сессия для родителей стала эффективной, так как позволило целесообразно внедрить в их образование, выбранное нами содержание, средства, методы и приёмы обучения, достичь поставленных целей и задач обучения. Такие мероприятия можно рекомендовать для внедрения в учреждениях дополнительного образования и в образовательных организациях. Провели анкетирование для родителей учащихся 7-10-ти лет. Для них стал актуальным вопрос – мотивация детей к обучению. На основе изучения анкет родителей четырех объединений (120 чел.), сделали следующие обобщения: - у 20 % родителей учащиеся посещают музыкальную, спортивную или художественную школы и по 2 объединения Центра творчества гуманитарного направления; - у 38% родителей учащиеся посещают объединения социально - педагогического и художественного направленностей; - у 30% родителей дети обучаются в объединениях гуманитарного и технического направлений; - 12 % родителей ответили, что их дети не посещают учреждения дополнительного образования. Самыми востребованными являются объединения «Занимательный русский», «Весёлый английский», «Робототехника», «Арт-дизайн» и «ИЗО». Анализируя деятельность объединений, мы пришли к выводу, что обучающиеся дошкольного возраста и учащиеся 7-10-ти лет охотно посещают Центр творчества. При этом сотворчество педагогов и родителей способствует формированию разносторонних способностей. А самое главное, родители как наставники, помогают выявлять таланты своих детей. Анализ состояния работы с родителями показал необходимость формирования единой системы по работе с родителями - наставниками. Без родителей процесс обучения и воспитания невозможен. Центр творчества ждёт от родителей активной помощи и поддержки. Родители узнают о новых направлениях на родительских собраниях, мастер-классах, выставках и др. Поэтому, родителям и педагогам дополнительного образования Центра творчества необходимо поддерживать своих детей, помочь им овладевать современными компетенциями, развивать систему образования, в том числе математического и инженерного. В Центре творчества создана Модель родительского образования, включающая в себя 4 раздела. Каждый раздел способствует формированию личности ребенка и развитию талантов учащихся. Главные идеи: педагогика сотрудничества, сотворчества, совместная деятельность. Родителю, педагогу нужно самим научиться жить в этом мире и взаимодействовать с ним, так как на ребёнка обрушивается массив данных, в сотни и тысячи раз, превышающий все то, что выпадало на долю их сверстников ещё 5-10 лет назад.Очевидно, что сейчас потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, просвещение родителей поднять на более высокий уровень. Проведенная работа с родителями способствует обеспечению эффективной организации и последовательного осуществления образования родителей для достижения высокой заинтересованности в развитии своих детей и их способностей. Основываясь на данных российских исследователей, мы считаем, методы обучения родителей эффективны, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь, когда обучающийся (родитель, ребёнок) непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Вывод: необходимы действенные, практические формы работы с родителями-наставниками. |