Направления конференции

Авторизация



ЭССЕ КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЛАСТНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ТУРНИРА ПО МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ «#ЗнаюМИГ»

К.В. Сидяева,
методист ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

 

29–30 января 2020 года отделом музыкально-художественного образования ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко» при поддержке Ассоциации специалистов медиаобразования (г. Москва) был проведён областной дистанционный турнир по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ» в соответствии с целями и задачами реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка».

Областной дистанционный турнир по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ» включал в себя две части: инвариантную (обязательную для выполнения) в виде тестирования и вариативную (по желанию), в которой учащимся предлагалось принять участие в работе по одному из направлений по выбору продолжительностью 120 минут.

В вариативной (творческой) части турнира участникам было предложено три вида деятельности:

– обработка видео (либо анимации) по предложенному в день проведения турнира видеоряду (анимационному ряду); задание может быть выполнено в любой программе видеомонтажа;

– обработка фотографии по предложенному в день проведения турнира исходному снимку; задание может быть выполнено в любой программе обработки фотографии;

– написание эссе на заданную тему (объём содержания без ограничений), объявленную в день проведения турнира.

Третье направление, на первый взгляд, кажется самым простым для выполнения. И, следовательно, оно оказалось самым востребованным среди участников, решившихся попробовать свои силы в вариативной части турнира.

Если для обработки видео или фотографии требуется знание специальных программ, то для написания эссе нужно всего лишь изложить свои мысли на заданную тему. Но в этом и кроется вся кажущаяся простота этого задания.

В турнире приняли участие 118 человек. 83 человека участвовали в творческой части турнира. 45 участников в качестве второго задания в вариативной части выбрали написание эссе. В турнире участвовали учащиеся образовательных организаций в двух возрастных категориях 12-13 лет и 14-16 лет.

В качестве темы для размышления ребятам была предложена следующая – «Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий».

« Почему мы считаем, что о цифровой этике важно говорить уже сейчас? В конце концов, процессы цифровой трансформации в стране начались совсем недавно, и многие виды деятельности и территории практически не затронуты технологическим развитием. Однако технологии совершенствуются так быстро, что аргумент «это всё не у нас» не убеждает. Сегодня какого-либо технологического решения ещё не было, завтра оно появится, а послезавтра оно будет в доме или на работе у каждого. Будущее наступает всё быстрее, и разговор об этических аспектах цифровизации и использования технологий становится всё актуальнее… Четвёртая технологическая революция меняет общественный уклад; у людей появляются новые способы проживания жизни, новые способы действия, новые интересы и новые ценности. Попытки совместить их с уже существующими не всегда удачны, возникают конфликты и новые этические проблемы…» – об этом говорили ведущие специалисты в области информационных технологий  – участники Гайдаровского форума – 2020 «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», прошедшего в середине января в Москве [4].

Тема интересная, важная, актуальная. Посмотрим, как справились школьники с этой задачей.

Для начала следует сказать о критериях. Оценивая творческое задание, жюри учитывало содержание, стиль, способность излагать свои мысли, орфографическую грамотность.

Что представляет собой эссе? Изначально принято говорить, что эссе – это сочинение, но это несколько ошибочное мнение. Есть определяющие качества жанра, требования к составлению и оформлению, особенности и отличия от сочинения. Одно можно сказать точно – это произведение прозаического жанра свободной композиции в небольшом объёме, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П. Крысина эссе определяется как «очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме» [3].

«Большой энциклопедический словарь» даёт такое определение: «Эссе – это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» [1].

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные» [2].

Перефразировав научные определения термина, об эссе можно сказать следующей фразой: «Вы выбираете собственный путь, чтобы преодолеть пустыню. Это значит, что вы свободны. Но то, что вы должны пересечь пустыню, делает вас несвободным».

Данный жанр стал популярным в последние годы. Его создателем считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших.

Анализируя эссе участников областного дистанционного турнира по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ», можно выделить типичные ошибки, связанные с такими категориями, как:

  1. Структура и логика.

Несмотря на тот факт, что свободная композиция – важная особенность эссе, оно не терпит никаких формальных рамок, нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот», при отсутствии связи между частями текста, потери основной нити рассуждений в совокупности со слабой аргументацией или вовсе её отсутствием текст превращается в бессмысленный набор предложений, слабо связанных с рассматриваемой проблемой.

Обязательными элементами эссе являются следующие:

– мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

– мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение учёных и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

– вступление (введение);

– тезис, аргументы;

– тезис, аргументы;

– тезис, аргументы;

– заключение (выводы).

В большинстве работ участников турнира такая структура оказалась нарушена. Например, авторы без всякого предисловия начинали писать о защите персональных данных, искусственном интеллекте или кибербуллинге, рассматривая эти явления как отдельные факты реальности.

Внутреннюю логику и последовательность автор определяет самостоятельно. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы, оценка актуальности проблемы может совпадать с финальным умозаключением. Однако такие композиционные перестановки должны быть мотивированы логикой изложения.

2.Позиция автора и аргументация своего мнения.

Позиция автора, она же идея текста, как правило, доказывается цитированием. Положением турнира не запрещается использование сети Интернет. Но зачастую учащиеся просто до отказа набивают своё творение огромными кусками из произведения, без особого смысла и идеи – лишь бы было. Да, автор вряд ли должен писать прямым текстом «я думаю, что проблему надо решать так-то и так-то», но можно сформулировать проблему в виде вопроса, а потом ответить на неё выводами, следующими из текста, или использовать приём косвенной речи.

Если ввести в поисковик тему эссе, то в верхних строках результатов поиска будут показаны сайты, на которых размещён доклад с одноимённым названием, представленный на Гайдаровском форуме в Москве в рамках дискуссии «Этические проблемы применения цифровых технологий: как искать решение?», которая состоялась 15 января 2020 года. Именно отрывки из этого текста и были скопированы во многих работах, часто без указания на источник цитирования.

В рамках заявленной темы необходимо было рассматривать этику в цифровом пространстве. В некоторых работах встречаем общее рассуждение об этике как о науке, предметом которой      является изучение нравственности и морали. При этом об информационных технологиях не сказано ни слова либо упомянуто вскользь. Это свидетельствует о слабом понимании сути проблемы, неправильной формулировке и расшифровке темы.

3. Словарный запас.

Скудный словарный запас не позволяет автору выразить своё мнение в

полной мере. В некоторых работах прослеживается стремление к употреблению сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, которые утяжеляет текст. Эссе – это не научный труд, а размышления по поводу. Поэтому даже сложные понятия и явления нужно описывать и передавать простыми словами. Таким образом, можно избежать неточности в использовании терминов.

4. Орфографическая грамотность.

Учащиеся допускают орфографические и пунктуационные ошибки. Это

критерий, за который участнику редко удаётся получить балл. После написания текст обязательно нужно вычитывать. В связи с тем, что на творческую часть турнира также отводиться опредёлённое время, и участники, стремясь успеть и выполнить задание быстрее остальных, пренебрегают проверкой текста на грамотность.

Анализируя проделанную работу в качестве жюри областного дистанционного турнира по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ», можно сделать следующие выводы:

1. Для разных возрастных категорий необходимо формулировать

разные темы для рассуждения. Проблемы эссе – это путаница мыслей и неверное их изложение. А написать эссе правильно можно лишь тогда, когда чётко представляешь, о чем идёт речь.

2. В Положении турнира сказано, что задание может выполняться с

использованием гаджетов. Чем участники и воспользовались. Полностью скопированных из Интернета текстов оказалось 15 (это 1/3 часть присланных работ). В других работах мысли из Интернета могли занимать значительный объём текста. Если мы хотим развить навыки индивидуальной позиции обучающихся посредством написания эссе (а это одна из задач турнира), зачем мы разрешаем пользоваться гаджетами? Ни в одном из эссе скопированные из Интернета фразы не были оформлены в виде цитаты, а были выданы за собственные размышления.

Кроме того, по Положению при выполнении тестовых заданий участникам турнира также разрешается пользоваться устройствами, имеющими выход в Интернет.

Тем самым задания турнира выполняются с использованием сети Интернет и ответ на любой вопрос можно найти, задав вопрос своему компьютеру или смартфону. Тем самым мы формируем умение ориентации в глобальной сети Интернет, что соответствует одной из задач турнира на пути к достижению главной цели: выявление и развитие у обучающихся навыков оперативной навигации и безопасной работы в виртуальном пространстве.

Только говорить о выявлении обучающихся, имеющих высокий уровень медийно-информационной грамотности, вряд ли приходится (а именно это заложено в третью задачу, на решение которой также направлено проведение турнира). Умение правильно задать вопрос и найти ответ – это, конечно, характеризует медийно-грамотную личность, но в данном случае это не показатель высокого уровня медийно-информационной грамотности.

Также по Положению при одинаковом количестве баллов у участников преимущество отдаётся тем, кто выполнил задания за наименьшее количество времени. Участники имеют выход в Сеть через разные устройства, скорость Интернета также разная: у кого-то файлы загружаются быстрее, кому-то необходимо время. Эту особенность надо учитывать при организации турнира.

3. И самое, на мой взгляд, главное – учащиеся испытывают трудности в работе над таким жанром, как эссе. Любая письменная работа, будь то сочинение или эссе, должна иметь определённую структуру и соответствовать определённым правилам написания. Однако, многие авторы, не до конца понимая особенности конкретного вида работы, делают ошибки при их составлении.

Тенденция общения с помощью смайликов и сокращений, которая популярна среди молодёжи, пугает и настораживает. Молодым людям непросто чётко сформулировать и высказать мысль, донести собственную позицию по тому или иному поводу.

ЛИТЕРАТУРА

1.Большой энциклопедический словарь : [Электронный ресурс] / гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; СПб.: Большая Рос. энцикл.,2000.–  Режим доступа : http://alcala.ru/entsiklopedicheskij-slovar/bolshoj-entsiklopedicheskij-slovar.shtml.

2. Краткая литературная энциклопедия : в 9 томах : [Электронный ресурс] / гл. ред. А.А. Сурков. – М. Советская энциклопедия 1962 – 1978. – Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp

3. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – 2-е изд., доп. – М.: Рус. яз., 2000. – С. 53 – 54.

http://ethics.cdto.center/1_1.

 
Баннер
Баннер
Баннер