Направления конференции

Авторизация



ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Ю. Улитина,
педагог дополнительного образования ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

 

Современное дополнительное образование является важнейшим компонентом в процессе формирования личности ребёнка. В сравнении с общим образованием, система дополнительного образования менее стандартизирована и имеет ряд конкурентных преимуществ, в том числе, в механизме обеспечения социализации детей и подростков.

Социализация – это процесс становления личности, адаптация к существующим социальным условиям [1]. Под социализацией обучающегося понимают процесс вхождения юного гражданина в общество, понимания и принятия им социальных норм и ценностей, правил поведения, традиций, ритуалов, принятых в данной культуре [2]. Это усвоение, накопление и воспроизведение социального и индивидуального опыта.

Первоначально социализация ребёнка происходит в семье, а уже потом вне её. Очень важно с юных лет прививать детям навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию родины. Начинать этот процесс необходимо с личности самого ребёнка,  истории его семьи, улиц и зданий, которые окружают его с детства. Осознав связь времен, преемственность поколений, дети начинают понимать свою причастность к историческим и социальным событиям, происходит становление личности, позволяющее успешно функционировать в социуме.

Основа этого процесса – перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе его ценностей, разрабатывать и реализовывать проекты преобразования общества.

Социальное творчество как добровольное и посильное участие ребёнка в изменении ситуации, существующей в окружающем социуме, является неотъемлемой частью процесса социализации личности, для которого необходима личная инициатива ребёнка, поиск нестандартных решений, ответственность перед ровесниками и педагогом. Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений со сверстниками, поддержкой детей младшего возраста, защитой природы и др.

С этой целью могут быть использованы разнообразные формы организации деятельности, обеспечивающие непосредственное взаимодействие обучающегося с окружающим миром: экскурсии, субботники, детские праздники, посильная практическая деятельность по охране окружающей среды и др. Педагог не должен принуждать или навязывать ребёнку участие в совместной деятельности, у него есть возможность только мотивировать.

На формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом нацелена форма коллективного творческого дела (КТД).

Появившаяся в 60-е гг. ХХ века, методика КТД и сегодня не исчерпала потенциал для развития организаторских и коммуникативных способностей, активной позиции личности, культуры взаимодействия в коллективе.

Создатель методики И.П. Иванов в качестве основного морально-этического принципа организации КТД рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей» [3]. В основе идеи заботы – развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности в изменении окружающего мира и саморазвитии.

Коллективное творческое дело (по И.П. Иванову) имеет следующие этапы:

1. Совместное решение о проведении дела;

2. Коллективное планирование;

3. Коллективная подготовка;

4. Коллективное проведение дела;

5. Коллективный анализ;

6. Результат.

К сожалению, в массовой практике воспитания хорошо известна только аббревиатура КТД, которой многие педагоги стали обозначать чуть ли не все мероприятия с детьми. Введение настоящих коллективных творческих дел в дополнительное образование  –  это способ отказаться от практики проведения мало взаимосвязанных между собой «добровольно-принудительных» мероприятий.

При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные краеведы» (ООДТДМ
им. В. П. Поляничко, г. Оренбург) большая часть занятий становятся коллективными творческими делами.

Мы  используем следующие виды КТД, которые проводим на пришкольном участке, в микрорайоне школы, в парке,  музее, библиотеке и т.д.:

  • исследовательская деятельность (например, презентация исследований при изучении истории улиц города, общественных зданий и др.);
  • культурологическая практика (подготовка и проведение краеведческих экскурсий, конкурсов, турниров);
  • практика общественно-полезной деятельности (например, экологические акции «Накормите птиц зимой!», «Школьный двор – моя забота!» и др.);
  • коллективная проектная деятельность (учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность с общей целью, согласованными методами, направленными на достижение общего результата).

Каждое коллективное творческое дело опирается на активность учащихся, соревновательность, игру, импровизацию, даёт возможность развивать творческие способности детей, навыки проектирования и анализа, организаторские умения, коммуникативные навыки, способность к рефлексии.

В дополнительное образование учащиеся приходят добровольно, проявляя активное участие в образовательном процессе. Использование коллективного творческого дела как формы организации образовательного процесса способствует воспитанию самодостаточной личности, способной к успешной социализации и самореализации.

Литература:

  1. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. -М.: Высш.шк., 2004. -512 с.
  2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. - Минск.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
  3. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Издательский Дом МАГИСТР – Пресс, 1999. – 178 с.
 
Баннер
Баннер
Баннер