Направления конференции

Авторизация



АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЙ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

С.В. Лукиенко,
зав.отделом «Образовательный комплекс «Галатея» ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им.
В.П. Поляничко»

 

Аннотация. В статье обосновывается необходимость развития учащегося нового поколения; анализируются последние публикации по проблеме проектирования и реализации программ воспитания в образовательной деятельности.

Цель написания статьи, заключается в уточнении понятия «креативность»,   «художественно-проектная деятельность», «творческость» и выявление возможности допрофессионального образования в воспитании творческости учащихся в дополнительном образовании, предлагаются выводы и перспективы дальнейшей реализации.

Анализ последних публикаций и исследований. В настоящее время накоплен достаточный актуальный материал по проблеме креативного мышления средствами художественно-проектной деятельности. Анализ научных публикаций по теоретическим основам креативного мышления, организации художественно-проектной деятельности позволяет констатировать, что большинство исследований направлено на разрешение противоречия между объективной потребностью современного общества и инертностью традиционной системы допрофессиональной подготовки учащихся.

Понятие «творческость» является одним из центральных в психолого-педагогической литературе и представляет собой сложную многоуровневую структуру, включающую  различные свойства личности ребенка: мотивацию, самооценку, уровень притязаний, культурно-нравственное развитие, толерантность и др. Согласно В.Г. Рындак «Творческость – личная характеристика (как реализация человека собственной индивидуальности). Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, потому реализация индивидуальности – это и есть творческий акт (внесение  в мир нового, ранее не существовавшего)».

Креативность учащихся способствует процессу создания предметов интеллектуальной и материальной культуры, выполнению новых идей, открытию и изобретений. Творческость обуславливает процесс креативности, уникальности в различных областях  деятельности и закрепляет такие качества, как самобытность, индивидуальность, выражения чувств, восприимчивость к своеобразию художественных проявлений и толкований.

Художественно-проектная деятельность современного дополнительного образования должна обеспечиваться высоким уровнем содержания. Умение воспроизводить проектируемые объекты художественными средствами, основываясь на аналитическом, эстетическом и практическом отношении к культурным и художественным ценностям. Творческий учащийся владеет начальным проектным мастерством, основами цифрового образовательного пространства, обладает развитым образным, конструктивным, абстрактно-логическим мышлением, объемно-пространственным воображением, пониманием дальновидности своей будущей деятельности. Креативное образование, креативные педагогические технологии  - это инновационное пространство в дополнительном образовании, требующее кардинально новых подходов по сравнению с традиционным.

Креативное обучение –  прежде всего формирование системного мышления и развития творческих способностей в допрофессиональной подготовке учащихся.

Концепция креативного направления в допрофессиональной подготовке учащихся, по существу, является концепцией проблемно-алгоритмической системы активного обучения и базируется на системном, деятельном, проблемно-алгоритмическом и личностно – ориентированном подходах. Реализация концепции креативной педагогической технологии позволяет обеспечить преемственность методов, средств, организационных форм, педагогических условий на всех этапах допрофессиональной подготовки учащихся, формирует устойчивый интерес к обучению по данному направлению, смелость решений, системный стиль мышления, способность генерировать новые, нестандартные идеи. воспитывает нравственные качества личности обучаемых, уверенность в своих творческих силах, формируется объективная самооценка, раскрываются и развиваются творческие допрофессиональные способности, формируется потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации. Творческое образование и его допроизводственная ориентация являются основой для повышения эффективности подготовки учащегося к будущей профессии.

Цель образования в креативной системе повышения эффективности допрофессиональной подготовки – это удовлетворение образовательных потребностей личности и современного социального заказа общества.

Отсюда задачи креативного образования – создание педагогических условий для формирования непрерывного творческого системного мышления и целенаправленного развития творческого потенциала, создание условий для развития поисковой активности, развитии потребности в самообразовании, самосовершенствовании и творческом образе жизни, способствующих самореализации личности учащихся.

Система педагогических условий, используемых для повышения эффективности профессиональной подготовки базируется на следующих принципах:

- осуществление личностно-ориентированного подхода к развитию системного мышления и творческих способностей обучаемых через дидактические системы усложняющихся индивидуальных творческих заданий;

- развитие творческих способностей на основе современной методологии творчества, в том числе, за счет обращения к единому дидактическому средству – системе интеллектуальной цифровой образовательной среды, на системном и проблемно-алгоритмическом подходах к обучению, развитию самостоятельности, способности генерирования нестандартных идей и принятия оригинальных решений;

- принятие в качестве основной схемы – схему познавательной деятельности  (многовариантное решение – выбор оптимального варианта);

- развитие допрофессионального интереса на базе методологии творчества за счет системы интегрированных курсов и соединение теоретического обучения (с элементами методологии творчества) с производственной подготовкой;

- наглядности обучения – использование наглядных знаково-символических средств проблемно - алгоритмического, компактного (свернутого) представления учебной информации (например, укрупненных алгоритмов и т.п.)

- осуществления обратной связи через творческие работы, творческие проекты; осуществление контроля и самоконтроля за продвижением в творческой деятельности (оперативный, итоговый).

Данная концепция креативной педагогической системы повышения эффективности допрофессиональной подготовки реализуется в виде инновационной креативной педагогической технологии.

Таким образом, применение общей дидактической концепции целостности учебно-воспитательного процесса, содержательной и альтернативной сторон обучения требует комплексного подхода к воспитанию креативности и  творческости учащихся.

Следовательно, определяя содержание художественно-проектной деятельности,  целесообразно ориентироваться не только на формирование соответствующих знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков, но и на развитие необходимых мировоззренческих, поведенческих и творческих качеств каждого обучаемого. В художественно-проектной деятельности множество составляющих, включающих проектировочные, конструктивные, гностические, организационные и коммуникативные умения. Главная задача состоит в том, чтобы помочь развитию и саморазвитию креативности каждого обучаемого.

В перспективе базисный процесс представляет собой единство целей, содержания и технологий входящих в него субъектов, объектов и средств. Качество художественно-проектной деятельности порождает на основе функционирования таких компонентов, как организующая деятельность учащегося, качество индивидуальных программ, научно-педагогическая квалификация персонала, условие обеспечения личностного процесса (используемые педагогические технологии, учебно-методическое обеспечение, гуманистическая направленность, высокая компетентность педагогических работников и др.). Сформированность художественно-проектной деятельности – это гармоничное единство педагогической подготовки,  креативности творческости в современном социо-гуманитарном контексте. Раскрытие сущности в воспитании творческости обучаемого в художественно-проектной деятельности  определяет направления и способы саморазвития, самосовершенствования в разных областях знаний. Сформированность художественно-проектной деятельности достигает следующих уровней: обязательный, соответствующий содержанию государственного стандарта, является базовой частью подготовки, продвинутый (адаптированный к общественным целям), оптимальный (креативный) уровень сформированности позволяющий успешно двигаться самостоятельно в соответствии с требованиями социума. Воспитание креативности и  творческости позволяет управлять качеством обучения эффективно в подлинном смысле слова.

Список литературы:

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1995. – 152с.

2. Аллагулов А.М., Бугакова Е.В., Зульфугарова И.Ф., Каменева Е.Г., Конькина Е.В., Кочемасова Л.А., Москвина А.В., Науменко Н.М., Пак Л.Г., Пересунько А.Н., Рындак В.Г., Челпаченко Т.В., Черемисина А.А., Шаврыгина О.С., Яблонских Ю.П. / От знаниевой к рефлексивно-креативной модели обучения / Аллагулов А.М., Бугакова Е.В., Зульфугарова И.Ф., Каменева Е.Г., Конькина Е.В., Кочемасова Л.А., Москвина А.В., Науменко Н.М., Пак Л.Г., Пересунько А.Н., Рындак В.Г., Челпаченко Т.В., Черемисина А.А., Шаврыгина О.С., Яблонских Ю.П. // Учебно-методическое пособие / Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2019., 196 с.

4.Федоров В.А. Художественно-проектная компетенция педагога профессионального обучения в области дизайна: проблемы формирования [Текст]: монография / В.А. Федоров, В.П. Фалько, Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. -166 с

5.«Современные технологии в дизайн-образовании»: материалы докладов «Всероссийской научно-практической конференции (12 – 16 октября 2005 г.), Часть 2 – Сочи: РИО СИМБиП, 2005. -258 с.

6. Зиновкина М.М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов. Дисс…д-ра пед. наук. – М., 2011 – 326с. (с приложениями).

7.Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001.- 108 с.

 
Баннер
Баннер
Баннер