Направления конференции

Авторизация



АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Л.А. Латыпова,
педагог-психолог  ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

 

Патриотизм является основой жизнеспособности государства и выступает в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития общества. Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, разрушение идеологии стало причиной формирования равнодушия, цинизма, неуважительного отношения к государству, падению престижа военной службы среди части населения.Само понимание патриотизма неоднозначно в современном мире. Вызывают споры такие вопросы: «Можно ли считать патриотом человека, критикующего свою страну? Должен ли патриот гордиться всей историей своей Родины?». Соответственно, поиск путей формирования человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, готового нести ответственность за свои действия, приобретает особую значимость

Как справедливо отмечают многочисленные исследователи, любовь к Родине сочетается с критическим отношением к ее недостаткам и стремлением их исправить. Патриотизм – это не слепая преданность своей стране, это умение и желание ее совершенствовать. Но здесь важно найти баланс  между выражением собственной позиции и пониманием потребностей общества, в котором человек живет.

Одной из причин кризиса современного образования в целом и воспитательных систем в частности считается поколенческий разрыв между педагогами, родителями и детьми. Современные дети разнятся со своими родителями и учителями не только возрастом, но и личностными характеристиками. Их отличает многозадачность, клиповость мышления (восприятие мира через короткие, быстро сменяемые образы и послания), амбициозность. Они привыкли, что любое их действие в Интернете получает мгновенный отклик – и ждут того же в реальной жизни.

Для выбора адекватных форм работы с современными подростками необходимо четко знать, что их привлекает, какие вопросы их волнуют, что они готовы предложить.

В областном Дворце творчества и молодежи им.В.П.Поляничко проводилось анонимное анкетирование на исследование выраженности патриотических тенденций среди подростков и старшеклассников. В диагностике приняли участие 340 учащихся в возрасте от 12 до 19 лет.

55,8% опрошенных считают, патриотизм что это «уважение к своей Родине, гордость за свою страну»; 35,3% - «любовь к Родине/народу» и 8,9% «любовь к национальной культуре».

На вопрос  «Считаете ли вы себя патриотами России?» 42% опрошенных? ответили «да»; 38,8% выбрали ответ «скорее да, чем нет»; 7,6% ответили «нет» и часть опрошенных не смогли ответить (11,5%).

По мнению учащихся в России можно гордиться: победой в ВОВ (41,9%), историей России (35,4%) и природными богатствами (22,7%).

Следующий вопрос затрагивал представление учащихся о проявлении патриотизма. Исходя из результатов анкетирования настоящий патриотизм проявляется прежде всего «в участии деятельности патриотических организаций» – 44,3%, «праздновании исторических событий и юбилеев» - 25,4%; «в беседах на патриотические темы» – 2,1%; 10,7% учащихся выбрали вариант «затрудняюсь ответить».

Несмотря на то, что большинство анкетируемых считает себя патриотами активность участия в мероприятиях патриотического направления недостаточно высокая: 37,6% выбрали вариант «участвую но редко»;примерно треть (31,2%) ответили «участвую постоянно»; 24,1% «практически не участвуют»и 7,1% «никогда не участвовали и не собираются».

В то же время более половины учащихся считают, что необходимо уделять внимание патриотическому воспитанию.

На вопрос «Какие мероприятия на ваш взгляд наиболее эффективны?» большинство (31,7%) отметили «фестивали, конкурсы патриотической направленности», что показывает, что современные подростки хотят не просто участвовать в данных событиях, а проявлять творческий подход; 25,8% выбрали вариант «встречи с ветеранами»; 18,5% - «участие в военно-патриотических играх»;15,6% - «выставки патриотической направленности». Вариант «другое» выбрали 8,4% анкетируемых, но не уточнили что именно.

Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что большинство учащихся понимает, что быть патриотом это прежде уважать свою Родину и гордиться ей. Они гордятся победой в Великой Отечественной войне, историей России.

Многие считают себя патриотами, однако принимают участие в мероприятиях патриотической направленности только треть учащихся, часть учащихся (10-11%) еще не сформировали своего мнения.

Результаты данного исследования свидетельствуют о необходимости пересмотра форм патриотического воспитания, чтобы сделать их более привлекательными для подростков и старшеклассников, привести их в максимальное соответствие с потребностями нового так называемого поколенияZ.

Учитывая, что среди самых популярных занятий 53% подростков отметили общение в социальных сетях, более 30% - участие в социальных группах, 28% - размещение фото и видеоматериалов для получения «лайков», необходимо задействовать эти ресурсы как дополнительный фактор для патриотического воспитания.

Основным источником информации для большинства подростков служит интернет. В отличие от телевизионных передач, газет и журналов, интернет более открытый источник информации. Пользуясь анонимностью в социальных сетях люди высказывают свое мнение относительно жизни в нашей стране, действующей власти. Многие пользователи социальных сетей создают группы чтобы заманить туда подростков и приобщить их к антипатриотическим идеям, высмеивая и унижая людей, которые гордятся своей страной.

В сфере медиаобразованиянеобходимо работать над формированием критического отношения к информационных потокам, способности анализировать информацию полученную из разных источников.В связи с этим особое значение приобретают: работа дискуссионных клубов, реализация исследовательских проектов исторической и современной направленности, проведение тренингов толерантности, поддержка волонтерской деятельности.

Одним из путей повышения эффективности патриотического воспитания является использование инновационных технологий. В качестве примера можно привести веб-квест технологию.

Веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Ссылки на часть источников даются педагогом, а часть они могут найти самостоятельно, пользуясь обычными поисковыми системами.

Веб-квест патриотической направленности может быть посвящен темам Великой отечественной войны, причем не только героям воинам, а детям жертвам войны, труженникам тыла. Темы могут выбрать сами учащиеся.

Эта форма работы способствует повышению  мотивации к изучению собственной культуры и истории своей родины, а также развивает коммуникативные навыки, воспитывает культуру общения.

Интересной формой работы с подростками и старшеклассниками является интеллектуальный квиз.В переводе с английского языка слово «quiz» означает «соревнование», в ходе которого команды отвечают на поставленные вопросы. Отличительные особенности квиза: это синоним мозгового штурма, формирует навыки поиска быстрых решений, т.к. время ответа ограничено от 15 секунд до 1 минуты. Квиз включает разные типы заданий:устные вопросы, задания с изображением зрительного ряда, музыкальные отрывки, анаграммы, ребусы и т.д. Обязательное условие: задания должны быть интересными, требующими быстрых нестандартных ответов. Кроме этого квиз формирует опыт командной работы.

Эффективность патриотических мероприятий значительно выше когда сами учащиеся разрабатывают и реализуют проекты, такие как например школьная медиагазета, виртуальная экскурсия, ТВ-программа,создание хэштегов, посвященных памяти участников Великой Отечественной войны, создание видеороликов социальной направленности и др..

Возможно сочетание традиционных форм работы, таких как встреча с ветеранами, деятельность военно-патриотических музеев с поисково-исследовательской деятельностью, участием во флеш-мобах, исторических квестах, ролевых играх.

Достаточно популярным направлением является создание исторических реконструкций, однако это требует значительных материальных и человеческих ресурсов, необходима поддержка администрации области, образовательной организации, привлечение спонсоров. Такие мероприятия развивают стремление узнать историческую правду о прошедших событиях.

Конечно невозможно перечислить все формы работы, главное в патриотическом воспитании избегать формализма, ограничиваясь разовыми мероприятиями к определенным датам. Патриотическое воспитание совершается ежедневно, проявляясь даже в мелочах, во многом зависит от гражданской позиции самого педагога, его отношении к различным сторонам жизни.

Использованная литература

  1. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитанияж.Образование и наука. Том 21, № 2. 2019/
  2. Патриотическое воспитание: от слов к делу [Текст] / сборник статей. – М: Полиграф сервис, 2018. – 426 с.
  3. Калинина Н. В. Социально-психологические механизмы моды в распро-странении интернет-рисков среди подростков // Симбирский научный вест-ник. 2017. Т. 28. № 2. С. 31–34. 29
  4. Шамис Е. В каких условиях растет поколение Миллениум и Z и что ста- нет их ценностями [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rugenerations.su/2009/05/21/в-каких-условиях-растет-поколение-мил/
 
Баннер
Баннер
Баннер