Направления конференции

Авторизация



ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ИНЖЕНЕРНЫЕ ПРОФЕССИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Христофорова Татьяна Александровна,
заместитель директора по школьным
информационным системам
МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная
школа Оренбургского района»,
Оренбургская область

Профессиональное самоопределение, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности - проблема вечная, она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не уходило от вопроса "Кем быть?" и решало его на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения.

Из анализа взглядов различных ученых, которые пытались теоретически решить проблему профессионального выбора, следует, что профессиональное самоопределение - это не только процесс принятия решений по выбору профессиональной деятельности, но и одна из форм активности личности.

Целью профориентационной работы в школе является создание условий для формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В современном мире одна из самых востребованных областей - область ITтехнологий, и именно на неё я ориентируюсь в профориентационной деятельности.

В нашей школе уже 5 год существует научное общество «Эрудит», в котором ведут работу 6 секций.

- Лингвистический;

- историко-краеведческий;

-  математический;

- эколого-географический;

- информатики и физики;

- биологии и химии

Я курирую работу секции информатики и физики. Как  учителя информатики меня волнует, что сегодня при выборе профессии дети ориентируются на гуманитарные науки, оставляя без должного внимания точные науки математику и физику. Моя задача, как педагога -  пробудить интерес учеников школы к точным наукам, вовлекая их в научно-техническое творчество. Развитие данного направления обусловлено социальным заказом общества. В новостях нас ежедневно знакомят с новыми роботизированными устройствами в домашнем секторе, в медицине, в общественном секторе и на производстве. Это инвестиции в будущие рабочие места. Однако сейчас в России наблюдается острая нехваткаинженерных кадров, а это серьезная проблема, тормозящая развитие экономики страны. Необходимо вернуть массовый интерес молодежи к научно-техническому творчеству. Наиболее перспективный путь - это робототехника и 3д моделирование, позволяющие в игровой форме знакомить детей с основами механики, динамики, программирования и математики. В начальной школе инновационным направлением является ментальная арифметика. Ментальная арифметика - это комплексный подход включает в себя обучение счёту в уме, а также развитие ментальных способностей и других полезных навыков.Эти направления являются современным трендом в образовательном процессе обладающем огромным потенциалом.

Для решения существующей проблемы и запуска работы в выбранном направлении требуется финансирование для закупки оборудования. Необходимая сумма для реализации проекта составляла 700000 рублей. Решение этого вопроса - участие в грантах Газпромнефть Оренбург (программа социальных инвестиций «Родные города») и других проектах. Эту сумму в виде грантов я получила для двух проектов «Умный Я» (робототехника и ментальная арифметика) и «Думай! Действуй! Достигай!» (3Д моделирование).

В рамках дополнительного образования в нашей школе были созданы кружки по робототехнике, ментальной арифметике, 3д моделирования и программирования в среде Ардуино. В кружки набиралось ограниченное количество человек. Так как основная работа в кружке – это программирование, то были в основном отобраны дети, показавшие хорошие результаты во всероссийской акции по программированию «Час кода». Кружки по робототехнике и ментальной арифметике действуют второй год.

Для внедрения этого проекта мы сотрудничали с выпускниками ОГУ, которые имели опыт в социальном проектировании. По робототехнике были закуплены наборы Lego Mindstorms EV3, программное обеспечение имеется в свободном доступе.  Обучение детей вели параллельно с преподавателем с ОГУ.

По 3Д моделированию и программированию в среде Ардуино работаем первый год. На средства гранта были закуплены 3Д принтеры, 3Д сканер и наборы Ардуино. Для обучения детей базовым знаниям в программе для создания трехмерных моделей в программе инвертор был приглашен специалист с ОГУ.

В этих кружках занимаются ребята, нацеленные на получение образования в ССУЗах и ВУЗах по техническим специальностям.

За годы работы в этом направлении имеются существенные результаты на областном уровне. Дети участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и занимают призовые места. С научно-исследовательской работой «Ментальная арифметика в нашей жизни» заняли 2 призовых места. Третье место в XVI областном конкурсе исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья в секции «Юные исследователи» и 1 место по педагогике в секции «Университетские школы» XL научной конференции студентов. С проектами «Умный робот» и «TheQuantummachine» на городском фестивале по легоконструированию и основам робототехники «Hello, робот!» заняли 3 и 1 место соответственно. В областном творческом конкурсе «Дети. Техника. Творчество» по робототехнике заняли 1 место. Были участниками нескольких выставок и мероприятий по IT технологиям областного масштаба. Планы на будущее  - готовиться для участия в региональных конкурсах Вордскилс и Джуниорскилс. Компетенции по 3д моделированию и робототехники на областном конкурсе Вордскилс будут введены только в следующем году, где мы планируем представить свою команду.

Внедряли все эти идеи в жизнь школы тесно сотрудничая с учителем физики и  преподавателями ОГУ. Совместная профориентационная деятельность школы с вузом по активному участию обучающихся в конкурсах, олимпиадах и профориентационных лекториях, стало востребованным направлением ранней профориентации детей. За последние годы повысилось количество поступивших в вузы и ссузы на факультеты информационных технологий: в 2014-2015 – 5 человек; 2015-2016 – 6; 2016-2017 – 7; 2017-2018 – 9. Выпускники сделали осознанный выбор, потому что у них была возможность протестировать свои способности.

Занятия в кружках технического направления

  • способствуют развитию творческих способностей детей;
  • формируют научное мировоззрение;
  • возрастет престижность 1Т-профессий:
  • вырастет доля выпускников, поступающих в ВУЗы на инженерные специальности;
  • увеличиться число желающих обучаться в классах профильного уровня;
  • повысится уровень мотивации учителей для саморазвития;
  • помогают сориентироваться в мире профессий и делает выпускников конкурентоспособными при поступлении в ВУЗы.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

Ранняя профориентация – это инвестиции в будущие рабочие места нашей области и страны. Любимая работа в будущем, это главная составляющая счастливого человека!

 
Баннер
Баннер
Баннер