Направления конференции

Авторизация



ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ КАК РЕСУРС, НЕОБХОДИМЫЙ СОВРЕМЕННОИУ ОБЩЕСТВУ

Пустыльникова Галина Викторовна,
методист
ГБУДО «Оренбургский областной
Дворец творчества детей и
молодежи им. В.П. Поляничко»,
г. Оренбург

В настоящее время развитие творческого потенциала молодежи является одним из наиболее актуальных направлений педагогических исследований, что связано с возрастающим спросом современного общества на социально-активную, творческую, гармонично развитую личность, способную творческипринимать решения и отвечать за их реализацию.

Многоаспектное понятие «творческий потенциал молодежи» нуждается в межпредметном толковании, что подчеркивает необходимость проанализировать и рассмотреть инвариантные характеристики базовых понятий «молодежь», «потенциал» «творческий потенциал».

В социологии подчеркивается важность категории «молодежь» в связи с тем, что она является проводником новых идей, инициатив, выступает носителем новейших знаний и творчества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформировано социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 14 до 35 лет». [5]

Введение понятия «потенциал» в качестве общенаучного термина принадлежит Аристотелю.

В современном языке слово «потенциал» (от лат. рotentia) толкуется неоднозначно:

  • как скрытая возможность, обладающая достаточной силой для проявления;
  • как сила, источник, возможность, средство, запас, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, для достижения определенной цели;
  • как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. [4]

В педагогических исследованиях термин «потенциал» начал широко применяться в связи с решением задач более полной реализации внутренних сущностных сил участников педагогического процесса.

Обращаясь к анализу педагогического аспекта проблемы развития творческого потенциала личности, отметим, что как сам термин, так и постановка вопроса о его развитии средствами образования являются для педагогики сравнительно новыми.

Ряд исследователей В.Г. Ананьев, В.Ф. Овчинников, И.М. Верткин понимают под творческим потенциалом личности определенный уровень психических возможностей личности, ее внутренней энергии, направленной на ее творческое самовыражение и самоутверждение. [2]

Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. [1]

Мы рассматриваем понятие «творческий потенциал» молодежи как совокупность способностей людей и их активность в постановке и решении новых творческих задач, проявлении инициативы и предприимчивости в   новаторской деятельности, способствующие саморазвитию личности и её профессиональному росту.

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием  является свобода. Недаром психологи для более эффективного стимулирования развития творческого потенциала у детей рекомендуют игры с самыми простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку «домыслить», «досочинить». Л. Выготский, выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов». [3]

Именно в основе системы дополнительного образования детей лежит свободный выбор каждым ребенком направления и вида деятельности. Сегодня учреждения дополнительного образования занимают особое место среди общественных институтов, так как создают условия для гармоничного единства познания, творчества и общения молодежи и взрослых. Данный вид образования исторически сложился как специфическая часть системы непрерывного образования, обеспечивающая развитие ребенка и молодого человека в его свободное время.

Педагогическими условиями дополнительного образования детей, обеспечивающими их творческое развитие, самоопределение выступают соответствующее содержание деятельности, многообразие дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, личностно-ориентированный, личностно-деятельный подходы в организации работы и особенности личности педагога.

Дополнительное образование располагает широкими возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей. Специфика дополнительного образования дает возможность создать условия для формирования самосознания, самоопределения и самореализации ребенка в его успешной социализации в нынешней и будущей жизни. Причем процесс социализации в данной системе образования опосредован творческой деятельностью в коллективе, которая является одним из наиболее эффективных педагогических средств развертывания индивидуально-личностных возможностей развития молодежи, становления их неповторимой индивидуальности, их личностного самоопределения, самоактуализации и самореализации.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека. Но процесс обучения творческим основам всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между освоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.

Достаточно высокий уровень творческой активности молодежи определяет востребованность различных творческих объединений (интеллектуальных клубов, профильных лагерей, научных обществ), которые существуют в организации дополнительного образования. Поскольку в работе, перечисленных форм принимает участие около 20% учащихся, а это указывает на необходимость активизации работы по повышению их мотивации к участию в подобных мероприятиях. Правительство сегодня ставит перед собой задачу мотивировать молодежь активно заниматься инновационными проектами, решая их творчески.

Считаем, что развитие творческого потенциала молодежи следует начинать с формирования у них мотивационной основы исследовательской деятельности. Одним из факторов, влияющих на развитие творческих способностей, является признание самой молодежи ценности творчества. Поэтому в настоящее время представляется важным проводить работу в этом направлении, нужно создавать такие условия, которые содействовали бы развитию  у молодежи качеств и склонностей, выделяемые как характерные черты творческой личности. Поэтому для улучшения условий развития творческого потенциала молодежи предлагаем:

- активизировать работу системы образования по выявлению и поддержке одаренной и талантливой молодежи, развитию и реализации их творческих способностей;

- создать современные условия обучения в организациях дополнительного образования, позволяющие учащимся наиболее полно раскрывать и реализовать свои способности и навыки;

- организовать досуг, который будет отвечать интересам молодежи.

Таким образом, творческий потенциал молодежи следует рассматривать как ресурс, который способен развиваться и реализовываться при определенных условиях, оказывая существенное влияние на развитие современного общества.

Литература

1. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Киселева Т.Г, Красильников Ю.Д..- М.:МГУКИ, 2004.

2. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. М.: Наука, 1998.С.182.

3. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

4. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. Издание 2-ое, доп. и перераб. - Алматы: ТРИУМФ-Т, 2008. - 504 с.

5. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского.— СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460.

6. Угольникова Е.Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22.

 
Баннер
Баннер
Баннер