Направления конференции

Авторизация



ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Короткова Юлия Ивановна,
заместитель директора по
воспитательной работе
МБОУ «Дедуровская СОШ»
Оренбургского района,
Оренбургская область

Современные требования к организации образовательного процесса в школе требуют от педагогов и администрации реализации технологий индивидуального и дифференцированного подхода не только в обучении, но и воспитании школьников.

Для учеников с ОВЗ, получающих образование в обычных классах совместно с обычными сверстниками, важно чувствовать себя равными, уметь с ними взаимодействовать на уроках и переменах, устанавливать деловые и личностные контакты, активно участвовать во внеурочной деятельности, тем самым, ежедневно преодолевать эмоциональные барьеры для расширения учебного и обогащения социального опыта.

Основными задачами воспитательной работы в условиях реализации инклюзивного образования можно считать: создание условий для разностороннего развития личности каждого ребёнка, для побуждения её к саморазвитию, самовоспитанию; поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию школьного коллектива; создание благоприятной психологической среды для всех участников воспитательного процесса; формирование гражданского самосознания обучающихся в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям; формирование духовного мира детей на основе утверждения нравственных общечеловеческих ценностей.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать.

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Одной из актуальных проблем, связанных с воспитанием ребенка, является в настоящее время личностно-ориентированное воспитание ребенка. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая  воспитательная работа  в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.

Поэтому в нашей школе мы создаем творческую образовательную среду для успешной социализации детей с ОВЗ.

Они в силу своих возможностей принимают участие в различных воспитательных мероприятиях.

Школьные традиции

Традиционной формой воспитательной работы являются школьные праздники.

В связи с праздниками обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки,  поделки. 

Все ученики совместно с классными руководителями и родителями принимают участие в школьных конкурсах, так например, конкурс поделок, посвященный Празднику осени, Дню матери, Новому году.

Кроме этого учащиеся активно участвуют в проведении этих праздников.

Общешкольный смотр строя и песни в рамках месячника оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы также показывает совместное  активное участие обучающихся с ОВЗ с остальными учениками.

Стали традиционными встречи с настоятелем храма святителя Николая отцом Сергием, который учит детей быть добрыми и терпеливыми по отношению друг к другу.

Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования

Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.

И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

В системе внеурочной деятельности и дополнительного образования , организованной на базе школы, в этом учебном  году задействовано 164 обучающихся , что составляет 85% от общего числа обучающихся. В школе функционирует 15  объединений различной направленности : Мое Оренбуржье, Эрудит, Шахматы, ИЗО- студия, Вокальный, В мире танца, Спортивный час, Столярное дело, ЮИД, Я исследователь, Робототехника - всего 25 групп кружков, в которых занимаются  459 обучающихся, в том числе 6 обучающихся с ОВЗ и 2 ребенка-инвалида.

Работа с родителями

Если говорить о работе с родителями, то можно выделить несколько направлений этой работы: изучение условий жизни и воспитания ребёнка в семье; консультирование родителей по проблемам развития их детей; вовлечение семьи в работу школы.

В школе используются различные формы работы с семьёй. Как высокоэффективные формы следует отметить родительские собрания, заседания родительского всеобуча,  различные школьные праздники и мероприятия.

Хотелось бы отметить, что родители (законные представители) являются не только созерцателями данных мероприятий, но и активными участниками. Такие мероприятия позволяют родителям ознакомиться с различными аспектами деятельности школы, увидеть достижения детей, оценить уровень их знаний и умений.

Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по  воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

 
Баннер
Баннер
Баннер