Направления конференции

Авторизация



РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РГЕГИОНА

Хисаметдинова Лилия Хамитовна,
методист ГБУДО «Оренбургский
областной Дворец творчества детей и
молодежи им. В.П. Поляничко»,
г. Оренбург

В последние годы в системе образования России все большее внимание уделяется ресурсным центрам как координационным органам по усилению, объединениюи использованию ресурсов системы дополнительного образования. Основной принцип работы ресурсных центров – принцип партнерства.

Деятельность ресурсных центров ориентирована на совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены на должном уровне отдельными организациями, например, повышение профессионального мастерства кадров, проведение диагностики и анализа деятельности, организация экспертизы общеобразовательных программ, осуществление консалтинга, ретрансляция инноваций в практику, организация прикладных исследований и др.

Необходимость создания ресурсных центров научно-методического и информационно-методического обеспечения деятельности организаций дополнительного образования продиктована положениями Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года  № 996-р).

В системе дополнительного  образования ресурсные центры выполняют концентрирующую,аккумулирующую, оптимизирующую функции и создают информационные, технические, программные, кадровые, методические ресурсы для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ как внутри своей образовательной организации, так и оказания методической помощи другим организациямв сопровождении актуальных направлений развития дополнительного образования.

Совместная деятельность организаций обеспечивает учащимся возможность освоить общеобразовательную программу с использованием ресурсов нескольких ОДО. Сетевое взаимодействие является необходимым условием выстраивания отношениймежду организациями наделёнными функциями ресурсных центров. Они формируют инфраструктуру на основе интеграции организаций дополнительного образования в пределах своего региона для повышения качества, обеспечения доступности и эффективности дополнительных образовательных услуг.

Для эффективного развития системы дополнительного образования Оренбургской области, формирования современной образовательной среды,  отвечающей всем требованиям и запросам социума, необходимо обновление содержания и совершенствование методического сопровождения образовательной деятельности организаций дополнительного образования.

Для решения поставленных задач государственным организациям дополнительного образования региона (ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко», ГАУДО «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр», ГБУДО «Оренбургская областная детско-юношеская спортивная школа») присвоены статусы региональных ресурсных центров развития системы дополнительного образования Оренбургской области(приказ министерства образования Оренбургской области № 01-21/2873 от 8.11.2016 г.                    «О присвоении статуса региональных ресурсных центров»). Данные Ресурсные центры призваны формированию и развитию сообщества региональной системы дополнительного образования на основе интеграции организаций дополнительного образования Оренбуржья.

Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко – многопрофильная и многофункциональная государственная организация дополнительного образования, одной из приоритетных задач которой является  позицией является совершенствование активных форм поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи. Образовательное пространство формируется на основе расширяющегося спектра инновационных педагогических методов, современных средств коммуникаций, экономических и организационно-административных механизмов. Весь процесс нацелен на формирование высококомпетентной личности, способной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном миречерез раскрытие индивидуальности, восхождение к творчеству, культуре, духовности, гражданственности. Образовательная деятельность ООДТДМ осуществляется при активной поддержке органов законодательной и исполнительной власти, органов управления образованием, научных организации, вузов, общественных и профсоюзных организаций, СМИ Оренбургской области.Дворцом издаются научно-методический журнал «Внешкольник Оренбуржья», библиотека журнала «Внешкольник Оренбуржья», газета «Семья плюс».

ООДТДМ активно действует как организационно-методический центр по развитию региональной системы дополнительного образования детей; реализует координирующую, информационно-организационную, программно-методическую функции поддержки развития ОДО области.

В систему дополнительного образования детей Оренбургской области входят 106 организаций дополнительного образования детей, среди которых 55 многопрофильных и 51 однопрофильных.

Задача ООДТДМ как Ресурсного центра оказывать адресную методическую поддержку муниципальным организациям дополнительного образования Оренбургской области, обеспечить организационно-методическое и информационное сопровождениеосновных направлений образовательной деятельности:

- комплексное сопровождение развития художественного и социально-педагогического направлений деятельности;

- развитие ученического самоуправления;

- повышение педагогического мастерства работников многопрофильных организаций дополнительного образования;

- развитие волонтерского движения;

- гражданское образование и патриотическое воспитание детей;

- поддержка олимпиадного движения школьников.

ООДТДМ оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, детским общественным объединениям и организациям.

Методические мероприятия, проводимые ООДТДМ, направлены на решение задач, стоящих перед системой дополнительного образования, повышение уровня профессиональной компетентности и творческой инициативы методистов и педагогов ОДО области.

В Положении о региональных ресурсных центрах определены основные направления работы: образовательное, программно-методическое, информационное, организационно-массовое, координационное. Виды  и формы методической помощи включают в себя проведение массовых и методических мероприятий для педагогических работников области: семинары, вебинары, стажерские площадки, мастер-классы, круглые столы, конкурсы, фестивали и т.п. Формы работы ресурсного центра разнообразны: выезды в муниципальные ОДО области, консультирование в очном и заочном режимах, работа виртуального методического кабинета, пополнение информационного банка данных и каталогов, поддержка образцовых детских творческих коллективов, содействие развитию волонтерских отрядов, олимпиадного движения и т.д.

Ресурсный центр в своей деятельности опирается на нормативно-правовую базу системы дополнительного образования, активно взаимодействует с другими региональными Ресурсными центрами области.

Приказом директора ООДТДМ им. В.П. Поляничко утверждено Положение регионального ресурсного центра на базе ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко».

Структурно-организационная модель Ресурсного центра – это интеграция и сетевое взаимодействие с муниципальными ресурсными центрами и ОДО области.

Деятельность Ресурсного центра направлена на обновление содержания дополнительного образования. Осуществляя трансфер инноваций от стадий научной разработки до их внедрения в образовательный процесс ОДО, Дворец тесно взаимодействует с муниципальными ОДО.

Работа по всем направлениям осуществляется в течение года согласно Плану мероприятий Ресурсного центра. Все структурные подразделения ООДТДМ задействованы в работе ресурсного центра.

Разработан проект и модель деятельностиРесурсного центра на базе Дворца, его цель – обеспечение процесса развития региональной системы дополнительного образования путем интеграции и сетевого взаимодействия, оптимизации и развития ресурсов организаций дополнительного образования Оренбургской области.

В структурных подразделениях Дворца накоплен значительный опыт взаимодействия с ОДО области. Сотрудничество осуществляется во всех областях образовательной деятельности и, необходимо подчеркнуть, достаточно плодотворно.

В свою очередь, в каждой организации дополнительного образования имеется банк данных лучших педагогических практик работы детских творческих объединений.

Чтобы опытом лучших педагогов мог воспользоваться любой педагогический работник, а инновационные технологии стали достоянием большинства, необходимо активно развивать сотрудничество в рамках деятельности ресурсного центра.

Развитие региональной системы дополнительного образования будет успешным только на основе интеграции образовательных организаций в целях обеспечения доступности и качества образовательных услуг.

 

Литература:

  1. Материал «Сетевой ресурсный центр дополнительного образования детей: возможности и особенности создания» / Журнал руководителя управления образованием, №2 2014 г.
  2. Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер