Направления конференции

Авторизация



РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Фесенко Ирина Владимировна,
директор;
Журавлёва Людмила Андреевна,
методист
МБУДО «Центр творчества
Зеленодольского
муниципального района
Республики Татарстан»

Ключевые слова: техническое творчество, модель развития технического творчества, комплексная разноуровневая модульная образовательная программа, профессиональные и надпрофессиональные компетенции.

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные и инженерные технологии становятся неотъемлемой частью образовательной деятельности, значительно повышающей ее эффективность и максимально способствующей всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер обучающихся. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации сформулирована с акцентом на развитие творческого потенциала обучающихся и формирование познавательных способностей в траектории собственного развития личности.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.  Важными приоритетами в социально-экономической политике сегодня становятся привлечение молодежи в техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Всё вышесказанное влечёт за собой изменения в дополнительном образовании.

Сегодня в дополнительном образовании из 6 направлений (естественно-научное, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, техническое, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое) приоритетным, стремительно развивающимся, и основным в инновационной деятельности, остаётся техническое творчество, развитие технических способностей.

Технические способности - это те способности, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Для профессионального техника характерно активное, положительное отношение к технике, трудолюбие, целеустремленность, организованность, настойчивость, самостоятельность, наличие определенных знаний и умений, проявление в деятельности благоприятных психологических состояний, наличие собственно технических способностей. Нard-skills (профессиональные компетенции) современного инженера - изобретательство и наука, проектирование, конструирование и технология.

Вместе с тем, юный изобретатель, техник не только должен быть способен изобрести, придумать, построить модель. Немаловажно представить эту модель обществу, презентовать продукт, заинтересовать окружающих новой технологией, продать – то есть продвинуть свой проект. Для выполнения данных действий необходимы и надпрофессиональные компетенции: навыки, которыепозволяютповыситьэффективностьпрофессиональнойдеятельности. В современном дополнительном образовании разрабатываются модули по развитию надпрофессиональных компетенций – soft-skills. Считаем, что включение данных модулей в комплексную программу по техническому творчеству станет важным компонентом в развитии юных техников, подспорьем в генерации идей, продвижении изобретений и инновационных проектов.

Исходя из вышесказанного, обучение по многоуровневым комплексным программам технического творчества в системе дополнительного образования, проведение массовых мероприятий технической направленности (научно-технических олимпиад, квестов, проектных форумов), заочных школ, слётов, профильных смен – комплекс мер для формирования основ инженерно-технического мышления у детей и подростков, направленный на достижение общей цели ускорения инновационного развития современного общества.

Приведём проект структуры комплексной модульной разноуровневой программы технической направленности в дополнительном образовании, разработанный согласно методическим рекомендациям Республиканского модельного центра по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам:

1. Образовательный модуль:

-начально-техническое моделирование;

- ТРИЗ;

- Тренинги по развитию надпрофессиональных компетенций;

- Профильный блок (судомоделирование, автомоделирование, ракетомоделирование, робототехника, 3Д-моделирование, прототипирование и т.д.);

-основы ИКТ.

2. Практический модуль (изготовление и апробация прикладных проектов, доработка)

3. Презентационный модуль (презентация проектов, участие в конференциях, форумах, семинарах, конкурсах, олимпиадах научно-технического направления).

Срок обучения по программе от 3 до 5 лет. Результатом программы будет являться овладение профессиональными и надпрофессиональными компетенциями обучающимися. Программа трёхуровневая: стартовый (1 полгода), базовый (2 года), продвинутый (1 год). По итогам окончания уровней обучающийся сдаёт презентационный экзамен и получает сертификат и значок. Вместе с тем, основой программы должен стать проектный подход и итогом обучение – продукт, изготовленный учащимся (научно-исследовательская работа, прикладной проект, прототип, модель).

Центр творчества является организатором массовых мероприятий по техническому творчеству: семинаров для педагогов, вебинаров, выставок, фестивалей. На базе Центра творчества проходят муниципальные, городские спортивно-технические соревнования, выставки, в которых участвуют ежегодно более 10 тысяч обучающихся. Стали традиционными муниципальные мероприятия и выставки: «От идеи до модели», «Город мастеров». Вместе с тем, на всех мероприятиях, проводимых в районе, Центр организует выставочные и тренировочные площадки по технической направленности: День машиностроителя, Сабантуй, День города, Конференция работников образования.

Педагоги с обучающимися активно принимают участие в мероприятиях технической направленности, «WorldSkills России», Республиканских Фестивалях науки, соревнованиях по робототехнике, Юниор Скиллз и становятся призёрами. Итак, в 2016 году в фестивале муниципальных образований Республики Татарстан по поддержке и развитию детского творчества «Без бергэ» и   республиканском этапе Всероссийской Робототехнической Олимпиады 2016 стали призерами: в номинации судомоделирование   Басов Павел; в номинации защита проектной работы «Тушение пожара с помощью эластичных капсул» Аня и Георгий Гранские.  В 2017 году Центр так же принял участие в фестивале технического творчества и в ставшем традиционным фестивале «Без бергэ». Педагоги М.В. Клементьев и Ю.В. Заляльдинова стали победителями конкурса «Лучший педагог дополнительного образования». В 2018 году Салахов Инсаф завоевал золотую медаль вМеждународном конкурсе юных изобретателей.

Сегодня Центр творчества, сохраняя традиции, продолжает расширять спектр мероприятий по развитию инженерно – технических компетенций, доступных для всех обучающихся Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.Считаем, что потенциал Центра творчества – основная поддержка в освоении инженерно-технических компетенций обучающимися города Зеленодольска и Зеленодольского района, так как в работе, мероприятиях, уроках, объединениях технической направленности занято более 10% учащихся школ города. Центр является единственным учреждением города, реализующим программы дополнительного образования.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер