Направления конференции

Авторизация



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАТУРПСИХОТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Улитина Ольга Юрьевна,
педагог дополнительного образования
ГБУДО «Оренбургский областной
Дворец творчества детей и молодежи
им.В.П. Поляничко», г. Оренбург

Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяют здоровье как состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, социальное и душевное благополучие. Психологический аспектздоровьянаселения в последние десятилетия стал острой социальной проблемой. Оптимизировать психологическое состояние человека в повседневной жизни, богатой тревогами, стрессами, ухудшающими  качество  жизни,  снижающими  эффективность  деятельности  и создающими угрозу развития нарушений психического здоровья помогает психотерапия.

В век информационных технологий на психику ребёнка ложится большая нагрузка. Состояние утомления и переутомления, нервное напряжение  уже являются обычными для детей школьного возраста.И это уже социально-педагогическая проблема.

В процессе организации образовательной деятельности педагог-профессионал решаетряд задачв области педагогической психотерапии:поддержание благоприятного психологического климата на занятиях, профилактика возможных социально-психологических проблем обучающихся, создание ситуации успеха для каждого из них.Педагог может улучшить психоэмоциональное состояние учащихся во время своих занятий, формируя в ребенке состояние радости, воодушевления, творческого подъёма, эмоционального комфорта.

Существует немало методовпсихотерапии, которые целесообразно применять в педагогической практике. Одним из них является метод натурпсихотерапии, то есть использование положительного влияния природы на организм. Общение человека с природой оказывает седативный, отвлекающий, активизирующий эффекты, а так же имеет позитивное эмоциональное и эстетическое воздействие, гармонизирующее личность.

Использование элементов натурпсихотерапии в педагогическом процессе является важным фактором духовно-нравственного воспитания. Бережное отношение к природе, забота о живых существах рождают у детей познавательный интерес, любовь к своей малой Родине и способствуют формированию лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность.Ребенок, соприкасаясь с природой, осознает себя как ее часть и по-новому оценивает красоту родного края.

Ещё  В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».  В педагогической деятельностиВ.А. Сухомлинского существовало правило: в осенние, весенние, летние дни дети как можно больше должны находиться вне помещения. Специфика дополнительного образования позволяет проводить занятия в различных условиях (учебное помещение, спортивная площадка, школьный двор, городской парк, сквер, лес и т.д.). Занятия на свежем воздухе, не только способствуют снятию напряжения через общение с природой, но и оказывают здоровьесберегающий эффект.Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством развития ребёнка. Неотъемлемым элементом таких занятийявляютсяподвижные игры. Они оказывают положительное влияние на развитие физических качеств иукрепляют здоровье детей.

Рекомендация: для снижения напряжения и физической нагрузки в конце занятия проводятся игры малой подвижности (на внимание, смекалку и др.), т.к. игры большой подвижности вызывают перевозбуждение, что может стать причиной снижения аппетита и осложнить выполнение домашнего задания.

Экскурсия, как одна из форм организации образовательного процесса, позволяет использовать элементы натурпсихотерапии и приобщитьучащихся к активному познанию окружающего мира.В поле, лесу, на реке учащиеся находятся в мире природы, учатся понимать и ценить ее красоту, воспроизводить увиденное и прочувствованное в творческих работах(стихах, рассказах, рисунках и т.д.). Экскурсии помогают формировать в учащихся чувство прекрасного, ощущение радости познания, желаниезащитить и сохранить родную природу.

Рекомендация: на прогулкев парке дайте учащимся задание несколько минут молча наблюдать и слушать, закрыв глаза. Задайте вопросы: кто слышал крики птиц (какие это были птицы?), шорох листьев, шум ветра и т.п. Предложитедетям «пошуршать» при ходьбе листвой (снегом), кружась, подбрасывая вверх;прислониться к дереву щекой, потрогать руками, обхватить, взявшись за руки, сравнить с другими деревьями.Предоставьтедетям время для самостоятельной деятельности: лазаниепо деревьям (обеспечивается страховка), наблюдение за объектами живой и неживой природы, сбор природного материала (желудей, красивых листочков или веточек, упавших на землю) и т.д.Чем больше свободы в движениях и поведении предоставляется учащимся, тем ярче их впечатления, тем больше пользы приносит образовательная деятельность.

Во все времена и эпохи природа оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых его смелых дерзаний. Длясовременного человека периода научно-технической революции и урбанизации общение с природойприобретает все большее значение, возрастает актуальность использования метода натурпсихотерапии и в педагогической практике.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер