Направления конференции

Авторизация



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ

Такранова Тамара Викторовна,
преподаватель
МБУ  «Зареченская детская школа
искусств», Тоцкий район,
Оренбургская область

Программа по основам изобразительной грамоты и рисованию в первом классе детской школы искусств состоит в основном из знакомства с различными материалами. Особенно увлекательны занятия цветными карандашами, так как еще в детском саду дети впервые знакомятся с изобразительной деятельностью посредством этого материала.

Эта техника очень нравится детям.

Сегодня в обучении невозможно обойтись без инноваций. В моём педагогическом опыте это информационные технологии, и такая форма занятия, как мастер-класс.

Я выстраиваю такую триаду в освоении техники рисования цветными карандашами.

Этап I. Пропедевтический. Для вовлечения учащихся в процесс работы цветными карандашами на более серьезном уровне первоначально используется видеофильм «Как подготовиться к рисованию цветными карандашами?».  Заранее, задолго до начала практической работы в этой технике она демонстрируется учащимся.

Карандашей подбираем много, каждого цвета — по несколько оттенков. Минимальный набор – 24 карандаша. Оптимальный набор – 48 карандашей. В больших наборах карандашей есть красивые и сложные оттенки. В основном же карандаши дают открытые, спектральные, очень яркие цвета. Умение пользоваться ими приобретается только опытным путем.

Особое значение имеет подбор бумаги. Рисунки можно выполнять как на плотном листе с чуть шероховатой поверхностью, так и на тонированной и цветной бумаге с рыхлой поверхностью. Тон цветной бумаги позволяет определять общую гамму изображения, сделать ее теплой или холодной. Цвет бумаги должен быть светлым, нейтральным: коричневатых, светло-серых, желтовато-охристых оттенков.

Этап II. Практический. Перед началом работы цветными карандашами для осознания особенностей материала и основных правил работы учащимся демонстрируется презентация: «Техника рисования цветными карандашами». На  слайдах этой презентации последовательно показываются и разъясняются на конкретных композициях и их фрагментах особенности техники, дается перечень использованных источников информации в интернет – ресурсах.

В рисовании цветными карандашами применяют 2 приема:
-штриховка;
-растушевка.

Остальные приемы, по сути, являются вариациями этих двух.

Определяются особенности рисования цветными карандашами по сравнению с простым графитным карандашом:
1.Прозрачность цвета.
2.Наложение нескольких цветов.
3. Цветной карандаш плохо стирается.

Далее на мастер-классах показываются самые важные приемы работы в технике цветных карандашей.

Прием 1: Тени и тонирование. Линейные движения из стороны в сторону. Изменение давления на карандаш для создания различной насыщенности цветом.

Прием 2: Разнообразные способы использования карандаша. От способа прикосновения к бумаге карандаши оставляют самые разнообразные следы: это короткие и длинные штрихи, штрихи с растяжкой тона, различные по характеру линии, точки и так далее — это зависит от изобретательности рисующего в передаче различных фактур.

Разнообразие линий. Круговые повторяющиеся линии. Штрихи — короткие прямые линии. Штрихи, идущие параллельно или перекрестно, делаются быстрыми повторяющимися линиями с небольшими просветами между штрихами.

Прием 3: Штрих идет по форме изображаемого объекта.

Прием 4: Сравнение разных работ в технике цветных карандашей.

Прием 5: Способы использования штрихов разного цвета. Этот делает рисунок более выразительным. Для достижения сложных оттенков цветные карандаши смешиваются — кладутся штрихи рядом или друг на друга — непосредственно на рисунке. Чаще всего берут два и три цвета. Легкая прокладка одним цветом допускает две-три легкие прокладки поверх карандашами другого оттенка. Два и три различных цвета в небольшом количестве, положенные рядом, с расстояния воспринимаются как сложный цвет.

Двухслойное тонирование. Вливание цвета в цвет применяют, чтобы:
-  приглушить слишком яркие краски;
- создать новые оттенки;
- сделать тональные переходы.

Штрихование разными цветами в несколько слоев. Яркость рисунка достигается за счет наслоения цвета, а не нажима на карандаши.

Прием 6: Проработка всего листа цветным мягким или простым карандашом для тональной и цветовой целостности композиции. Этот прием используют, если какие-то отдельные куски в рисунке начинают слишком ярко выделяться из общей гаммы, смотреться активнее, чем надо.

Обычный графитный карандаш хорошо ложится поверх цветного. Цветной карандаш на простой ложится плохо, размазывает его.
Стирать штрихи надо в том же направлении, в каком они положены. При стирании поперек штрихов они размазываются, и впечатление от работы портится. Резинкой цветной карандаш полностью стереть нельзя, особенно если штрихи положены с нажимом, но можно немного облегчить тон.

Все эти приемы показываются учащимся и воспринимаются ими не сразу, не одновременно, а по мере необходимости. Осваиваются приемы не на формальных упражнениях, подобных тем, что показаны в презентации – а исподволь, при работе над конкретными композициями учебных и творческих работ учащихся.

Необходимо постоянно напоминать о простых правилах работы цветными карандашами:

1. Во время работы нужно подкладывать под руку листок гладкой бумаги, чтобы не испортить уже нарисованное.

2. Необходимо стараться не растирать рисунок, так как такая работа всегда смотрится небрежно.

3. Важно помнить, что резинкой цветной карандаш полностью стереть невозможно.

4. Стирать штрихи надо в том же направлении, в каком они положены.

5. Резинку надо зачищать (о доску, крупную наждачную бумагу), чтобы запачканный конец резинки не оставлял пятен.

При освоении техники также поощряется игра детей с материалом и поиск индивидуальной манеры, своих приемов работы с цветными карандашами.

В презентации есть слайды с композициями, выполненными цветными карандашами профессиональными художниками, например – рисунки Т.В. Шишмарёвой,  Д.И. Митрохина,Ф. А. Малявина.

Этап III. Завершающий. Презентация: «Мир цветных карандашей». Она представляет собой слайд-фильм, с демонстрацией работ учащихся школы, выполненных в технике цветных карандашей.

В результате практического применения освоенных техник рисования наблюдается, что:

— цветными карандашами стали работать учащиеся всех возрастных групп;

— возросло количество самостоятельных творческих работ учащихся, выполненных в технике цветных карандашей. Композиции стали более разнообразными и выразительными;

— опыт работы с цветными карандашами позволил легче перейти к работе в смешанных техниках.

Использование  инновационных методик обучения позволяет сделать вывод об их целесообразности и значимости в накоплении умений и практических навыков учащимися школы искусств.

В заключении, хочется отметить, что правильно организованный подходс внедрением передовых технологий преподавания адаптированных к современным условиямдаёт возможность быстро вводить учащегося в активную работу мышления и воображения, приводит к развитию познавательных потребностей,творческих и индивидуальных  способностей.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер