Направления конференции

Авторизация



БУМАЖНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТРОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Маркина Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования
ГБУДО «Оренбургский областной
Дворец творчества детей и молодежи
им.В.П. Поляничко», г. Оренбург

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является его модернизация. В соответствии с Федеральными Государственным Образовательным Стандартом возросла ответственность дошкольных образовательных организаций за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей.

Создавшаяся обстановка требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска, для того, чтобы наши воспитанники к концу старшего дошкольного возраста овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГОС.

Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы эстетического воспитания.

У детей в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для  сегодняшнего  общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

При проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветье» по художественному творчеству, ознакомившись со множеством педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию, аппликации, я сделала для себя вывод, что  для эффективной работы по художественно-творческому развитию детей, необходимо использовать нетрадиционные способы изображения. Некоторый материал не вошёл в программу, появился повод создать студию. И вот одна из технологий работы с бумагой меня очень заинтересовала. Это так называемая «кружевная филигрань» - квиллинг.

Была проведена большая работа по изучению соответствующей литературы. Я познакомилась с опытом работы педагогов работающих с детьми дошкольного возраста в этой технике. Так же было проанализировано много интернет-ресурсов, просмотрено мастер–классов. И я сделала вывод, что квиллинг может являться очень эффективным методом развития творческих способностей детей дошкольного возраста. И, в итоге, создалась подборка образцов, способов создания композиций, схем, соответствующая литература по кружевной филиграни. И было принято решение вставить несколько пробных занятий в рамках студии с этой техникой более сложной, но вместе с тем и более интересной.

И, начинали мы знакомство с кружевной филигранью, с казалось бы совсем далёкого от этой техники - экспериментированием с бумагой. Мы её резали, рвали, мяли и т. д. Игры - экспериментирование с бумагой, инструментами и дополнительными материалами обогащают знания детей об их свойствах и возможностях применения, стимулируют к поискам новых действий и способствуют смелости и гибкости мышления.

На следующем этапе знакомства с квиллином мною использован очень оригинальный опыт работы Савчук Ларисы Константиновны из Излучинска, ХМАО - Югра, Нижневартовского района. Она предложила на начальном этапе знакомства детей с техникой квиллинг скатывать не роллы из полос бумаги, а взять прямоугольники из цветной бумаги, накрутить их на карандаш и проклеить край клеем. Получаются трубочки. Затем эти трубочки необходимо нарезать на детали одинаковой ширины (около 5 мм), т. е. сразу получается несколько деталей одного цвета и размера. Их можно оставить круглыми или же превратить в форму листика (зажав круг с двух сторон пальцами), капли.

Чем хорош этот способ?

Во-первых, тем, что у детей пропадает страх, что может не получиться у них накрутить ролл с помощью специального инструмента или зубочистки, т. к. нет той умелости рук, которая требуется. Способность творить заложена в каждом ребёнке. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться этим способностям.

Во-вторых, ребёнок очень быстро получает несколько деталей одного цвета и может уже выложить сразу цветок, веточку и т. д. Т.е. даже неусидчивые дети не успевают потерять интерес к этой деятельности.

Следующим этапом знакомства было накручивание толстых полос на карандаш. И уже потом детям я предложила специальные инструменты (можно дать зубочистку с расщеплённым концом для захвата края полосы) и более тонкие полоски.

Вот такой длинный путь мы прошли с моими детьми. И теперь после выполнения нескольких работ они достаточно легко справляются с накручиванием бумажной полоски на инструмент и увлекаются превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения.

Несколько творческих работ мы делали коллективно. В процессе создания сезонных  панно участвовали все воспитанники. Готовили роллы, скручивали спирали и придавали им необходимую форму, придумывали  что-то свое, договаривались при создании  композиции. Иногда, неправильно выполненная деталь, становится новой квиллинговой формой.

На занятиях я использовала игровые мотивации (путешествия, превращения, встречи с героями и т. д.), музыкальное сопровождение (т. к. музыка способствует положительному настрою детей, повышает работоспособность).

Большое значение имеет согласованность в работе с другими педагогами, в применении на занятиях приёмов для развития мелкой мускулатуры рук: пальчиковые игры, массаж пальцев рук,  игры с палочками и цветными спичками, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т. д.

И никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использовала следующие формы:

- анкетирование;

- консультации для родителей (упражнения для развитие мелкой мускулатуры рук; чем хороша техника кружевной филиграни; создания дома уголка с необходимыми материалами по квилллингу);

- совместные работы на открытых занятиях (на праздниках);

- мастер-класс для родителей с детьми.

На мой взгляд, эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку», за одну две минуты из радуги полос цветной бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии создателя.

У многих может возникнуть вопрос: «А стоит ли вообще заниматься с детьми дошкольного возраста такой сложной технологией как квиллинг?

Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Сухомлинский В.А. писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума… Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Ещё Павлов И.П. писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И так, давайте более конкретно разберём, что дают детям занятия квиллингом.

Квиллинг развивает глазомер и мелкую моторику рук у детей.

В дошкольном и раннем школьном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. А квиллинг является отличным инструментом, чтобы закрепить и усилить эти навыки. Попробуйте сами взять тоненькую полосочку бумаги и аккуратно скрутить ее в замысловатую фигуру. Трудно? А каково Вашему малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигурку. Уровень развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук становится более целенаправленным. Особо важен показатель улучшения развития сложно-координированных движений ведущей руки (дети хорошо держат ручку-карандаш в качестве рабочего инструмента).

Занятия квиллингом к тому же - это прекрасный массаж пальцев.

Этотвид деятельности стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи.

Кроме того, квиллинг - это не просто рукоделие, он успокаивает, снимает агрессию. Происходит коррекция поведения ребенка с помощью творчества. В итоге - тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые - учатся доверять, а неусидчивые - направлять свою энергию в русло творчества.

Квиллинг способствует развитию воображения, творческой активности, учит детей преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом.

Кроме того занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы скручивания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Занятия квилингом или бумажной филигранью способствуют развитию чувства композиции (формирование чувсва центра, симметрии), цветовых сочетаний, чувства соразмерности, ритма. Тренирует пространственное мышление.

В процессе занятий дети учатся следовать устным инструкциям,  зарисовывать схемы изделий, создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами.

Процесс изучения и овладения квиллингом помогает формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствует созданию игровых ситуаций, расширению коммуникативных способностей детей.

Предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Влияет на формирование самостоятельности, самооценки, уверенности в себе.

И так, подведём итог. Несколько советов педагогам.

Главное соблюдать правила работы с детьми – секреты приобщения их к творчеству.

Занятие этим рукоделием требует определенного мастерства.

Как сделать, чтобы квиллинг для детей стал не просто полезным занятием, но и любимым увлечением?

Просто соблюдайте некоторые правила:

  • Помните, что любая неудача малыша может помешать его дальнейшей работе, поэтому учите ребенка старанию и терпению.
  • Используйте физиологически оправданную систему упражнений для развития движений пальцев рук.
  • Желательно проведении занятий в небольших подгруппах (6 человек).
  • Создавай те положительное эмоциональное отношения к изображаемому и интерес к художественному конструированию.
  • Отличным стимулом для ребенка будут готовые поделки других детей, которые вызовут интерес к работе и стремление создать свой шедевр.
  • Поделки, выполненные детьми с любовью и старанием, станут отличными подарками на любой праздник, а также чудесным украшением интерьера.
  • Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
  • Тематику занятий рассчитывайте на 1-2 занятия.
  • В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки).
  • Используйте метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы).
  • Задания давайте детям от простого к сложному. На первых занятиях дети экспериментируют с бумагой, затем крутят трубочки и только потом давайте широкие полоски бумаги. Позже их заменяете более узкими. Дети учатся кручению, выполняя плоскостные предметы (цветы, животные).
  • На занятиях используйте игровую ситуацию, художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.
  • Изучение основных элементов квиллинговой техники проводите по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
  • Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.
  • Для того чтобы освоить искусство квиллинга достаточно лишь освоить изготовление отдельных элементов миниатюр, а затем уже готовить из них разные поделки, открытки, картины.
  • Необходимо учитывать возрастные особенности детей и возможности.
  • Надо позаботиться о том, чтобы поделка была практически значима для ребенка и он мог ее использовать в качестве сувенира или игрушки
  • Работа не должна быть особенно сложной, утомляющей ребенка, для этого первые поделки в технике квиллинг должны состоять из небольшого количества деталей.
  • Удачной формой организации занятий по созданию аппликаций, детали которой выполняются детьми в технике квиллинг, является коллективная работа.

И в заключении я бы хотела сказать: если вы сами никогда не занимались этим фантастически красивым искусством, то самое время начать это делать! Совместное творчество квиллингом сблизит вас с детьми и принесёт много незабываемых мгновений! Это увлекательное занятие затягивает всех «от мала до велика».

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер