Направления конференции

Авторизация



ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Краснова Вера Ивановна, учитель
МБОУ «Дубровская СОШ»
Шарлыкского района, к.п.н.,
Оренбургская область

Социальные и экономические преобразования в России привели современное общество к осознанию состояния российской школы, ее трудностей, что позволило обозначить некоторые факторы, диктующие разработки новых образовательных систем: 1) динамичность социально-экономических условий требует гибкого перестраивания деятельности, проявления творческих способностей и инициатив; 2) невысокий уровень познавательной активности обучающихся приводит к низкому качеству знаний.

В этой связи особое значение приобретает самореализация обучающихся. Нами установлено, чтосамореализация обучающегося есть субъективно и социально значимый, педагогически стимулируемый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования обучающимся своего потенциала, высокого познавательного мотива и  реализации способностей в учебной деятельности.

Решающим фактором результативности самореализации обучающихся в образовательной среде сельской школы являются педагогические условия, которые мы рассматриваем в качестве намеренных создаваемых обстоятельств, факторов, компонентов образовательной среды. Они представляют собой результат отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств, способствующих эффективной самореализации обучающихся.

Нами отмечена целесообразность выделения такого педагогического условия, какприменение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Это условие обеспечивает оптимальность самореализации и  способствует повышению качества образования, а также более эффективному использованию учебного времени, снижению доли репродуктивной деятельности обучающихся. Образовательные технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь,  обеспечивают образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Остановимся на некоторых образовательных технологиях используемых на уроках русского языка и литературы.

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями АМО являются: целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; сохранение активности в течение всего занятия; самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых; интерактивный характер (прямая и обратная связь обучаемых и преподавателя, свободный обмен мнениями).

На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы, как «Автобусная остановка», «Инфо-карусель», «Инсерт» или «Пометки на полях».  Последний позволяет   обучающемуся отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста (+ знаю, - не знаю, ? хочу узнать подробнее, ! узнал новое). Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 5 классе является разбор имени существительного как части речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода у обучающегося появились такие знаки, и он может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) -  педагогическая система, целью которой является воспитание человека способного решать творческие задачи, то есть человека, подготовленного к встрече с творческими, не имеющими традиционных решений задачами. Среди основных целей ТРИЗ педагогики можно обозначить: развитие потребности в познании окружающего мира; формирование системного диалектного мышления; воспитание качеств творческой личности на основе теории развития творческой личности; способствование выработке навыков самостоятельного получения информации и работы с ней.

Например, понять временное и пространственное соотношение в стихотворении М.Ю.Лермонтова помогает метод ТРИЗ системный оператор.

Послушайте, пожалуйста,  стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сон».

- О чем это стихотворение?

- Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения?

- Это путь нахождения противоречий, позволяющий увидеть все в развитии, т.е. в прошлом, настоящем и будущем.

С помощью вопросов заполняется таблица, состоящая из 9 частей.

Метод ТРИЗ «Системный оператор»

Прошлое надсистемы

Великая Кавказская война

Надсистема

Долина Дагестана, полдень

Будущее надсистемы

Шариатское восстание

Прошлое системы

Ранен или несчастен

Система

Герой во сне или предсмертном состоянии

Будущее системы

Умрет или поедет к возлюбленной

Прошлое подсистемы

Непонимание, противоречия, сложившиеся обстоятельства

Подсистема

Одиночество

Будущее подсистемы

 

- Что мы узнаем о лирическом  герое, прочитав стихотворение? (Заполняем центральную часть: герой во сне или предсмертном состоянии).

- Что было с героем до этого сна или предсмертного состояния? (Ранен или несчастен).

- Представим будущее лирического героя. (Будущее системы).

- Где и когда происходит действие? (Долина Дагестана, полдень).

- При каких обстоятельствах герой оказался в этом положении? (Предположительно: война). Графы «Прошлое и будущее надсистемы» мы сможем заполнить,  используя справочный материал.

- Что чувствует лирический герой? (Одиночество).

- Чем вызвано такое состояние героя? (Непонимание, противоречия, сложившиеся обстоятельства).

- Каким герой будет, может быть? (Одиноким, счастливым, спокойным).

Таким образом, еще раз подчеркнем, что стремление к самореализации личности обучающегося наиболее эффективно формируется в созданных педагогических условиях. Оно обусловлено развитием субъективности, сознанием личностью своего места в макросреде общественных отношений в целом и на уроках русского языка и литературы в частности.

 

Литература

1. Умярова Е.Ю. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2009, № 4, с. 976.

2. Краснова В.И. Самореализация одаренного подростка во внеучебной деятельности сельской школы: Дисс. … кандидата педагогических наук.: 13.00.01. Оренбург, 2013, с. 48.

3. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие, СПб.: СПбГИЭУ, 2010, с.5.

4. Меерович М.И. Теории решения изобретательских задач. Минск: Харвест, 2003.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер