Направления конференции

Авторизация



СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ?

Богданов Андрей Владимирович,
педагог дополнительного
бразования,
ГБУДО «Оренбургский областной
Дворец творчества
детей и молодежи
им. В. П. Поляничко», к.п.н.,
г. Оренбург

 

Существует мнение, что занятия физической культурой на любом уровне и в любом возрасте способствуют укреплению здоровья, и, наоборот, занятия спортом и достижение высоких результатов в соревнованиях, даже на любительском уровне, далеки от понятия «здоровье».

Сегодня нет необходимости доказывать значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья. Негативное воздействие гиподинамии на организм человека доказано многими исследованиями. Однако, когда речь заходит о влиянии спорта на здоровье, мнения специалистов далеко не однозначны. Одни говорят о преимуществе спортсменов в состоянии физического здоровья, в то время как другие утверждают обратное.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что при правильно организованном тренировочном процессе и здоровом образе жизни спортсмены могут длительно сохранять здоровье и высокие функциональные возможности. Однако современный спорт даже на любительском уровне, при определенных условиях, может стать губительным для человека.

Любое нарушение в состоянии здоровья у тренированного человека может в течение длительного времени компенсироваться за счёт высокого уровня физической подготовленности, но проявиться, в конечном счете. Чрезмерные физические нагрузки ведут к физическому перенапряжению, снижению работоспособности и иммунитета,  повышенному травматизму.

По результатам практических наблюдений и исследований в различных странах мира наиболее частыми  среди спортсменов являются  заболевания органов дыхания (особенно хронический тонзиллит), сердечно-сосудистой системы (главным образом, гипертонические состояния и вегетососудистая дистония), органов пищеварения.

Существуют факторы риска, способствующие ухудшению состояния здоровья спортсменов. Их можно сгруппировать следующим образом.

1. Недостатки в системе отбора и допуска спортсменов:

- медико-педагогические просчёты при отборе спортсменов;

- несоответствие морфофункциональных особенностей спортсмена избранному виду спорта;

- допуск к тренировочному процессу спортсменов с нарушениями в состоянии здоровья;

- участие в соревнованиях спортсменов с симптомами заболевания или в период восстановления;

- допуск спортсменов к последующим этапам соревнований при недостаточном восстановлении физической формы;

- несоблюдение возрастных категорий при организации учебно-тренировочного процесса и участии в соревнованиях.

 

2. Нарушения режима и методики тренировки:

- нерегулярность тренировочного процесса;

- просчёты в планировании и организации занятий;

- гиперфорсированная тренировка для категорий спортсменов, не достигших соответствующего уровня физической подготовленности;

- узкоспециализированная, монотонная тренировка, без варьирования условий и средств организации тренировочного процесса;

- нарушение ритмичности при проведении тренировки;

- отсутствие должного внимания к индивидуальным, возрастным физическим и психологическим особенностям спортсмена;

- отсутствие чередования нагрузки и отдыха, длительная тренировка на фоне недостаточного восстановления;

- напряженный график соревнований, отсутствие психологической разгрузки;

- недостаточная акклиматизация и адаптация к тренировочному процессу, соревнованиям в иных климатических условиях;

- психологическая несовместимость с тренером и членами команды

 

3. Нарушение требований гигиены и здорового образа жизни:

- неудовлетворительное состояние мест проведения занятий, инвентаря, экипировки спортсменов;

- неблагоприятные бытовые условия;

- не соблюдение режима дня спортсмена;

- отсутствие общей и санитарной культуры;

- несбалансированное, несвоевременное питание, не соответствующее требованиям вида спорта и этапу подготовки спортсмена;

- низкое качество продуктов питания, нарушение технологии приготовления пищи;

- не достаточная витаминизация;

- употребление табачной продукции, алкоголя, наркотических средств;

- частые стрессовые ситуации.

 

4. Недостатки медико-педагогического контроля, лечебно-профилактической работы:

- отсутствие медико-педагогического внимания  к наследственным факторам и заболеваниям спортсменов;

- несвоевременное и некачественное лечение;

- нерегулярное, некачественное проведение врачебно-физкультурной диспансеризации;

- отсутствие регулярных медико-педагогических наблюдений и контроля, их несоответствие виду спорта;

- отсутствие системы закаливания и средств повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам;

- не достаточная компетентность тренера в области медико-биологических знаний;

- отсутствие взаимодействия медицинского работника и тренера в вопросах планирования и коррекции учебно-тренировочного процесса;

- неправильное использование средств восстановления и повышения спортивной работоспособности;

- употребление допингов.

Таким образом,  причинами возникновения и развития различных заболеваний у спортсменов являются не занятия спортом как таковым, а сочетание определенных «факторов риска».

Их изучение, выявление, предупреждение и устранение значительно уменьшат вероятность нанесения вреда здоровью и позволят сохранить его даже в условиях напряженного графика тренировочного процесса.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер