Направления конференции

Авторизация



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ГОРОДА НОВОТРОИЦКА

Шатохина Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования;
Чайковская Ирина Геннадьевна,
заведующий отделом
художественного воспитания
МАУДО «Центр развития творчества
детей и юношества города
Новотроицка Оренбургской области»

Выявление и поддержка одаренных детей – одна из актуальных проблем деятельности  Муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Новотроицка.

В течение восьми лет в нашем учреждении действует система  педагогического сопровождения одаренных детей: разработана и действует программа «Одарённые дети», в рамках которой реализуются индивидуальные образовательные маршруты   обучающихся, разработанные на основе  образовательного запроса детей и родителей и обеспечивающие условия для развития  индивидуальных способностей обучающегося; используются   педагогические технологии, способствующие реализации и развитию одарённости у  обучающихся с высокой результативностью (проектная и исследовательская деятельность, портфолио, персональные выставки, презентации работ).

В работе с одарёнными детьми  особое внимание уделяется  психологической поддержке, поскольку нагрузки, которые сегодня испытывает современный учащийся, порой не соизмеримы с его возможностями, и, зачастую, ребёнок, обладающий признаками одарённости, является наиболее уязвимым.

Психологическим сопровождением детей с признаками одаренности в Центре развития творчества детей и юношества занимается  психологическая служба. Работа ведется по направлениям:

- психодиагностика;

- психопрофилактика;

- развитие;

- коррекция;

- консультирование;

- психологическое просвещение.

Психологическое сопровождение одарённых детей  - последовательная поэтапная работа.

На начальном этапе происходит идентификация ребенка  как одаренного  через анализ результатов деятельности, в том числе общественное признание достижений ребенка: победы на конкурсах, соревнованиях, выставках и.т.п. Но сиюминутно  выявить  одаренных детей невозможно, и  одноразовой процедуры тестирования для этого не существует, поэтому  происходит постепенный сбор сведений от родителей и педагогов ребенка.

На следующем этапе осуществляется индивидуальная оценка возможностей и особенностей ребенка. Личностные характеристики, такие как структура и устойчивость интересов, эмоциональное самочувствие, особенности самооценки и саморегуляции очень важны для определения, подходят ли те или иные условия обучения данному ребенку, а также привлекают внимание к возможным личностным проблемам обучающихся. Отслеживать динамику конкретных показателей психического развития одаренных детей позволяют психометрические тесты.

Диагностика одаренности -  сложная проблема по множеству причин, таких как: многообразие видов одаренности (интеллектуальная, академическая, художественная, социальная или лидерская, спортивная или психомоторная и пр.),  психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы, как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.

Ниже представлен набор методик, которые опробованы в нашем учреждении и позволяют выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.

 

Диагностика  интеллектуальной одаренности

- Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

- Методика «Определение понятий» (развитие речи, мышления).

- Тест Г. Айзенка для оценки уровня общего интеллектуального развития.

 

Изучение познавательной сферы

- Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).

- Методика «Корректурная проба» (Тест Б.Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания.

 

Определение творческого потенциала

- Диагностика невербальной креативности (вариант теста Э.П.Торренса) детей 6-17 лет.

- Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

- Вербальный тест «Необычное использование» (К.А. Хеллер)  для диагностики творческого мышления.

 

Изучение самооценки и личностных особенностей

- Методика «Диагностика уровня эмоционального стресса».

- Самооценка психических состояний (по Г.Айзенку).

- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (опросник Г.Айзенка,12-17 лет).

- Тест «Акцентуации характера».

- Тест Дембо-Рубинштейна «Исследование самооценки»

- Методика «Несуществующее животное».

- Цветовой тест М. Люшера.

-Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

- Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

 

Методики для педагогов и родителей

- Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой).

- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову).

 

На третьем этапе работы с одаренными детьми  проводятся  коррекционно-развивающие  занятия, консультации для детей.

Индивидуальная работа  с ребенком начинается  по запросу самого ребенка, педагога или родителя. Обязательна на данном этапе психологическая помощь педагогам, которая оказывается  в виде бесед с целью просвещения по проблеме одаренности,  профилактики эмоционального  выгорания. Проводятся консультации с родителями по вопросам детской одаренности: «Формы родительской поддержки одаренного ребенка», «Какой он – одаренный ребенок?», «Трудности воспитания одаренного ребенка».

Групповая работа осуществляется в форме тренинговых  занятий («Созвездие», «Связанные одной целью», «Дружные ребята», «Формула уверенности») с одаренными детьми. Участие в тренингах способствует  развитию  коммуникативных способностей детей, их эмоциональной устойчивости, личностному развитию и укреплению психического здоровья.

Над созданием оптимального образовательного и воспитательного пространства в Центре творчества г.Новотроицка трудится команда педагогов-единомышленников с большим опытом работы.

Педагоги успешно используют  на занятиях проектную технологию, а результаты работы над проектами обучающиеся представляют   на конкурсах и фестивалях:

- конкурс творческих проектов в отделе декоративно-прикладного искусства «Твори со мной»;

- городской фестиваль социальных проектов «Город своими руками»;

- конкурс социально-экологических проектов «Ландшафтный дизайн школьной территории».

Большое внимание в учреждении уделяется развитию исследовательских умений обучающихся. Ежегодно свои исследовательские работы учащиеся представляют на городской учебно-практической конференции «Юные исследователи».

На базе Центра работает городское научное общество учащихся, организованы секции: «Физика», «Химия», «Биология», «Экология», «Информатика». Результатом работы  НОУ является  ежегодное участие обучающихся в  школьных олимпиадах,  городской научно - практической конференции «Интеллектуалы XXI века», форумах областного  и российского уровня.

Результатом работы с одаренными детьми объединений технической направленности стало создание молодежной передачи «Вектор молодежи», которая транслируется на местном телеканале.

Выявлению талантливых детей способствует круглогодичный фестиваль юных талантов, в котором принимают участие обучающиеся Центра и школьники  города в различных номинациях:

- хореографическая  (конкурс  «Юный  постановщик»);

- вокальная (фестиваль «Уральские соловушки»);

- поэтическая (конкурсы чтецов «Звонкий день», «Души прекрасные порывы»);

- театральная (конкурс школьных театров «Театральный бульвар»);

- модельного искусства (конкурс театров моды «Арт - весна»).

Фестиваль  подтверждает профессиональное мастерство  коллективов  и отдельных исполнителей, помогает открыть  новые таланты и дать им стимул для дальнейшего  роста.

На протяжении нескольких лет учреждение проводит мероприятия Межрегионального значения: фестиваль авторской песни и поэзии «Васильевка»,  турниры по самбо и вольной борьбе.

Ежегодно по результатам деятельности учащиеся из объединений Центра творчества награждаются  на городском празднике «Талантливые дети».

Сохранение и развитие одаренности – одно из основных условий  прогресса общества, реализации его творческого потенциала и появления новых имён мирового значения.   Важно, чтобы рядом с каждым ребёнком на этапе его творческих проб  оказался талантливый взрослый, который  помог бы ему  вовремя раскрыть  способности  и максимально проявить себя.

 
Баннер
Баннер
Баннер