Направления конференции

Авторизация



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семенова Елена Михайловна,
педагог дополнительного образования
ГБУДО «Оренбургский областной
Дворец творчества детей и молодежи
им. В.П. Поляничко», г. Оренбург

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.

Важным показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе; уметь видеть красоту окружающего мира и понимать, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. И чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

Задача педагогов - формировать активную позицию у детей, желание изменить окружающий мир в лучшую сторону: не мусорить, не ломать деревья и цветы, кормить птиц. Дать возможность детям почувствовать и понять, что даже от их посильных действий мир станет чище и лучше.

К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям дошкольного возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение детей к природе.

Особое место в экологическом воспитании занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, дидактические игры развивают эмоциональность, познавательный интерес к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества.

Дидактические игры познакомят с экологическими особенностями родного края, позволят узнать о сезонных изменениях, поведении животных и птиц; понять свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой. Знания о природе, полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

В подготовку к проведению игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы:

  • Игры с предметами - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами): «Кто чем питается?», «Что сначала - что потом?», «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур» и т.д.;
  • Игры настольно-печатные (лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д.): «Четыре картинки», «Чего не хватает?», «Четвёртый лишний», «Охотник и пастух» и т.д.;
  • Игры словесные: «Кто кем становится», «Кто в домике живет?», «Отгадай кто это?», «Детки на ветке», «Узнай по вкусу», «Магазин цветов», «С какого дерева листок», «Собери дерево из частей» и т.д.

Примеры экологических игр, направленных на развитие воображения: «Если б я был деревом», «Плохо или хорошо», «Настроение нашего дерева» ит.д. Игры-путешествия: «Путешествие по городу» («что было бы…»), «Путешествие за витаминами» и т.д.

В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты, например:

1. «Экологическая башня «Лес», цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

2. Экологическое лукошко «Аптека Айболита», цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

3. «Прогулка в лес», цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Одним из наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом.

Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Они, с одной стороны, дают ребенку знания о свойствах воды, песка, камней и т.д., а с другой стороны — стимулируют развитие активности, инициативности, изобретательности, эмоций.

Тематика игр с природоведческим материалом:

- с песком: «Строим город для маленьких человечков», «Блинчики для куклы», «Норки для мышек», «Горная дорога для машин», «Перевезем песок на самосвале», «Приготовим угощение» (младшие дошкольники); «Наш город», «Гараж» (средние дошкольники), «Построим замок», «Сказочный город», «Космодром», «Муравейник». «Построим, что хочешь», «Подземные тоннели», «Дороги» (старшие дошкольники);

-с водой: «Купаем куклу», «Словим рыбку», «Стирка» ((младшие дошкольники); мл.гр.), «Веселый ручеек», «Догони», «Кораблики», «Тонет — не тонет» (средние дошкольники); «Какая бывает водичка», «Что тонет, что плавает» (старшие дошкольники);

-со снегом: «Снежки», «Снежная баба», «Попади в цель», «Снежные пирожки» (младшие дошкольники); «Снежная крепость», «Снежный бой», «Башня», «Кто дальше бросит» (средние дошкольники); «Слепим и разукрасим снежную бабу», «Ледяная мозаика», «Рисунки на снегу», фигурки собачек, кошек, медвежат и т.д. (старшие дошкольники).

Важно помнить, что организация и содержание игр с природоведческим материалом должна отвечать определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Таким образом, дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Следовательно, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер