Направления конференции

Авторизация



ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ БЛАГОПРИЯТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ЗНАКОМСТВУ С ГРАМОТОЙ

Золотарева Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
ГБУДО
«Оренбургский областной
Дворец творчества детей и
молодёжи им. В.П. Поляничко»,
г. Оренбург

Современный ребенок быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор, музыкальный центр. Дети умеют пользоваться этой техникой, но проявлять же своё речевое творчество – не всегда. Легче остаться один на один с компьютером. Ну, а поделиться своими впечатлениями, рассказать об увиденном, не всегда хватает опыта и слов. Да и речь многих детей оставляет желать лучшего. Ведь не секрет, что большинство дошколят на сегодняшний день нуждаются в коррекционных речевых занятиях. Поэтому вопросы развития речи требуют пристального внимания и рассмотрения.

Результаты обследования учащихся дошкольного образовательного комплекса «Полянка» показали, что 40% детей нуждаются в занятиях на развитие речи. Решение педагогов дошкольного образовательного комплекса о применении современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на речевых занятиях с дошкольниками позволило успешно решить коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольников. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста, но она не будет иметь смысла без применения современных информационных технологий.

Задача педагогов дошкольного образовательного комплекса состоит в том, чтобы привлечь детей к занятиям с применением современных ИКТ, которые будут способствовать развитию речевых процессов ребенка и при этом не навредят его здоровью.

В своей деятельности педагоги дошкольного образовательного комплекса «Полянка» выделили следующие направления использования ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками - это использование интерактивной доски, создание собственных мультимедийных продуктов, использование Интернет-ресурсов, использование компьютерных игр и программ.

Педагогами выделены следующие основные формы работы по развитию речи и обучению грамоте:

- применение электронных пособий для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике;

- использование готовых цифровых образовательных ресурсов;

- создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint;

- видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

Хороший результат мы получили, используя в работе электронные пособия. Как часть занятия использовали электронные книги-сказки В. Бианки «Лесные сказки», Дж. Родари «Сказки и рассказы», А. Дюма «Белоснежка», «Волшебный свисток» и др. Дети внимательно слушают сказку, отвечают на поставленные вопросы, рассматривают иллюстрации, придумывают свои концовки сказок.  Пересказывают сказки по серии картин, выстраивают последовательность своего рассказа, смотря на иллюстрации на экране, составляют предложения по заданным схемам. Кроме того, пособия направлены на знакомство ребенка со звуками и, в дальнейшем, с буквами.

Педагоги дошкольного образовательного комплекс «Полянка» активно используют в работе программу «Уроки тетушки Совы. Азбука малышка». Это серия обучающих мультфильмов, где главный герой - тетушка Сова, излучая доброту и тепло, выступает в роли наставника и педагога. Рассказ о каждой букве алфавита сопровождается веселым стихотворением и мультфильмом.

Более сложные задания даны в развивающей программе «Спокойной ночи, малыши». Программа состоит из 50 серий. Всем известные герои популярной передачи «Спокойной ночи, малыши!» превращают знакомство с русским языком в увлекательную игру. Дети вместе с героями отгадывают загадки, решают ребусы, выполняют творческие занимательные задания.

Уникальность применения данных технологий в том, что если ребенок не успевает выполнить задание, педагог может поставить на паузу и дать ребенку время поразмыслить, а затем выполнить задание самостоятельно или в сотворчестве друзей.

Нами успешно используются в работе записи на CD дисках Екатерины и Сергея Железновых «Веселая логоритмика», «Пальчиковая гимнастика». Это упражнения на развитие общей моторики и фонематического слуха у детей. Интересны и диски «Веселая азбука» С.Я. Маршака.

Наши педагоги применяют готовые презентации, а также мы создаем и собственные презентации, направленные на активизацию образовательного процесса по развитию речи и знакомству с грамотой дошкольников. Кроме того используются нетрадиционные формы проведения занятий, такие занятия, как: «Берем интервью», «Снимаем телепередачу», «Я - учитель». Видеозапись речевой работы ребенка на занятии вызывает интерес как стороны детей, так и их родителей, которые могут увидеть своего ребенка на занятии непосредственно в речевой деятельности, а педагог - дать консультацию.

Внедрение ИКТ позволяет индивидуально подходить к каждому ребенку, используя разноуровневые задания, осуществлять дифференцированный подход в обучении, эффективно корректировать речевые нарушения.

Благодаря дизайну представляемой информации, применение ИКТ позволяет обеспечивать наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольника. При этом одновременно может использоваться графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.

Появление информации на экране компьютера, телевизора, проектора в игровой форме привлекает внимание ребенка, вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация способствуют развитию памяти, восприятия, повышают интерес к обучению.

Подводя итоги работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс в дошкольном объединении организации дополнительного образования детей, можно сделать вывод, что данные технологии позволяют:

  • делать занятия по развитию речи и знакомства с грамотой по-настоящему привлекательными, современными;
  • работать в сотворчестве с ребенком, осуществлять интерактивную взаимосвязь «ребенок – педагог»;
  • закреплять знания, умения, навыки детей, решать познавательные, творческие и речевые задачи.

Необходимо помнить, что в использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный, системный подход. Тогда использование ИКТ позволит обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образования дошкольников, соответствующее современным федеральным государственным требованиям, выведет дошкольные объединения организаций дополнительного образования на новый качественный уровень.

 

Литература

1. Будунов, Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против» / Г.М. Будунов. – М.: АРКТИ, 2006.

2.  Колодинская, В.И. «Информатика и информационные технологии дошколятам» / В.И. Колодинская. – М.: Синтез, 2008.

3. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей / авт.-сост. З.М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. 

 
Баннер
Баннер
Баннер