Направления конференции

Авторизация



МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жулина Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного образования
ГБУДО
«Оренбургский областной
Дворец творчества детей и
молодёжи им. В.П. Поляничко»,
г. Оренбург

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка. После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Для этого на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном комплексе «Полянка» используются музыкально-дидактические игры. Они всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты.

Музыкально-дидактические игры бывают разные. Есть музыкально-дидактические игры, которые развивают у детей чувство ритма, координацию движений, звуковысотный слух, тембровый слух, динамический и ладотональный слух, развивают представления о содержании, жанрах и выразительных средствах музыки, а также они являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Музыкально-дидактические игры на занятии должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Музыкально-дидактические игры на своих занятиях я использую во всех видах музыкальной деятельности дошкольников в процессе:

- пения,

- слушания музыки,

- музыкально-ритмических движений,

- игры на детских музыкальных инструментах.

При проведении музыкально-дидактических игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми «Полянки» постепенно. На первом музыкальном занятии они знакомятся с правилами игры, где педагог ставит перед ними определенную дидактическую задачу и является инициатором проведения игры. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей.

В процессе игр дети ДОК «Полянка» не только приобретают специальные музыкальные знания, но и у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственность.

Музыкально-дидактические игры воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.

Обычно для ведущего музыкально-дидактических игр я выбираю образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме.

Чтоб преподнести детям изучаемый материал более ярко, интересно, наглядно, в своей работе я стала применять музыкально-дидактические игры с использованием информационно-коммуникационных технологий. Обычно я их провожу как итоговые занятия. На этих занятиях дети повторяют и закрепляют знания, умения и навыки, полученные в течение всего учебного года. Музыкально-дидактическая игра на этих занятиях представлена в виде презентации, квестов с созданием проблемной ситуации, которую детям предлагается решить с помощью ответов на музыкальные вопросы.

Например, в музыкально-дидактической квесте «Меню для Карлсона» надо помочь Карлсону приготовить сладкий стол для друзей. Шаг за шагом, открывая припасы, решать музыкальные задания. После правильного ответа Карлсон получает угощение и так пока все вопросы не будут решены и стол с угощением не будет полон. Такие музыкально- дидактические игры усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание.

Музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. Развитие этих способностей осуществляется различными методами и средствами через музыкально-дидактические игры, которые являются очень важным и действенным средством в обучении дошкольников.

Данная статья будет полезна музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования в качестве эффективной формы организации совместной деятельности с детьми на музыкальных занятиях.

 
Баннер
Баннер
Баннер