Направления конференции

Авторизация



ПРАКТИКА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Жиляева Наталия Владимировна,
заместитель директора
МБУДО «Центр дополнительного
образования Октябрьского района»,
с. Октябрьское, Оренбургская область

 

Где нет простора для проявления способности,
там нет и способности.
Л. Фейербах

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии, является одним из главных направлений работы  Центра дополнительного образования Октябрьского района.

Выявление и сопровождение детской  одаренности  предполагает разработку и реализацию специальных программ. В связи с этим в Центре разработана долгосрочная программа, целью которой является: обеспечение благоприятных условий для совершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей, развития и реализации их потенциальных возможностей в системе дополнительного образования. Концептуальная основа данной программы заключается в том, что выявление и сопровождение одаренных детей должно осуществляться в условиях непрерывного образования по возрастным ступеням.

Структурная модель образовательного процесса имеет 4 уровня, при осваивании которых ребенок приобретает опыт в  способах познания и преобразования мира (от репродуктивных до творческих).

Уровни (этапы)

Механизмы действий и достижений

Содержание образования

1.«Ступеньки роста» (дети 5-7 лет, 7-9 лет).

 

Уровень действия детей:

- репродуктивное;

- самостоятельное воспроизведение.

Уровень достижений:

информированность или усвоение определенного объема знаний и способность репродуктировать их; грамотность – как способность использовать основные способы познавательной деятельности.

 

Задачи: создание оптимальных условий  для пробуждения креативности каждого ребенка, выявление и развитие способностей, склонностей, интереса, психических процессов, навыков межличностного взаимодействия. Развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры.

Итог освоения уровня: любознательность ребенка, как основа его познавательной активности, навыки общения.

2.«Ярмарка увлечений» (для детей 10 – 12 лет). Этап первоначального самоопределения.

Уровень действия детей: репродуктивное, алгоритмическое действие.

Уровень достижений: Функциональная грамотность или способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности.

Задачи: создание условий для свободы выбора и переноса опыта творчества, приобретенного в конкретной деятельности на другие виды деятельности, т.е. усвоение ребенком алгоритмов творчества, развитие мотивации к избранному виду деятельности.

Итог освоения уровня: приобретение практических навыков и умений в избранном виде деятельности, опыт переноса алгоритмов решения задач и проблем.

3.«Школа мастерства» (для детей 13 – 15 лет).

Уровни действия: продуктивно-эвристическое действие.

Уровни достижений: общекультурная компетентность, достаточная для творческой деятельности, самореализации личности.

Задачи: создание условий для реализации программы индивидуального развития особо одаренных детей; углубленное изучение предметов с ориентацией на будущую профессию.

Итог освоения уровня: креативные способности. Продуцирование – преобразование человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации и адаптации.

4.«Школа профессионализма» (для детей 16 – 18 лет).

Уровни действия: продуктивно-творческое действие.

Уровни достижений: компетентность допрофессиональная, достаточная для начального выбора профессии, а также способность личности оценивать границы собственной компетентности.

Задачи: создание условий для освоения основ допрофессиональной деятельности, специализации, выявление и развитие специальных способностей  и интересов детей. Разработка программы личностного развития. Задачи педагога – оказание помощи в выборе будущей профессии на основе профессиональной психолого-педагогической диагностики.

Итог освоения уровня: творческое и профессиональное самоопределение, разработка программы личностного развития.

 

В рамках этой системы реализуются специальные программы по сопровождению одаренных детей. В программы включены, наряду с более сложным и дополнительным материалом, разделы по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

На первом уровне «Ступеньки роста» осуществляется развитие познавательных способностей через реализацию программы объединения «Умники и умницы» (рук. Жиляева Н.В.). Структура данной программы имеет вид логоритмической спирали, которая состоит из 2-х уровней:

- базовый (мотивация + интеллект + Креативность = одаренность);

- содержательный (блоки, составляющие структуру программы развития умственных способностей).

Система развивающих занятий способствует формированию умения  мыслить творчески, преобразовывать полученные знания.

В данном направлении актуальна программа «Мукасолька» для детей 5-7 лет (рук. Синельникова Т.А.). Процесс овладения определёнными навыками исполнения  из соленого теста не только развивают художественное мышление, но и в большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей детей.

Программа объединения «Интеллект» для детей младшего школьного возраста (рук. Жиляева Н.В.) способствует развитию компонентов теоретического мышления – теоретических действий анализа, планирования, рефлексии.

Занятия по программе проводятся  в форме психологических тренингов, тестирования, конкурсов, интеллектуальных игр, квэст, акций, деловых игр. Технологии критического мышления позволяют достичь максимального результата в овладении детьми программным содержанием.

На уровне «Ярмарка увлечений» осуществляется первоначальное профессиональное самоопределение. Создание условий для свободы выбора и переноса опыта творчества, приобретенного в конкретной деятельности на другие виды,  осуществляется для воспитанников объединения «Фантазия» (рук. Синельникова Т.А.), «Декоратор» (рук. Гордеева Т.Н.), «Мастерилка» (рук. Кудряшова В.С.), «Квиллинг» (рук. Амандусова О.Е.).

На третьем уровне «Школа мастерства» осуществляется создание условий для индивидуального развития с ориентацией на будущую профессию особо одаренных детей. С данной целью разработаны и успешно  реализуются  программы НОУ «Родник» (координатор Маймахова М.Н.): по литературному краеведению (рук. Шибина Л.Б.), историческому краеведению (рук.Чигорина Г.Н.), экологической направленности (рук. Амандусова О.Е.).

НОУ «Родник» объединяет 36 учащихся 6-9 классов из 3 образовательных учреждений Октябрьского района. Они занимаются исследовательской деятельностью и сотрудничают с такими организациями, как Фонд «Наследие» имени Д.И. Менделеева, Институт Археологии РАН, литературный институт имени М.Горького, Оренбургский Государственный Педагогический Университет, областной Дом детско-юношеского творчества имени В.П. Поляничко, РСМ, областной Дом литераторов имени С.Т. Аксакова.

Особое значение на данном уровне сопровождения одаренных детей имеет программа по формированию лидерских способностей ОЗША «Лидер» (рук. Юлдашова Т.А.). Проблема социальной адаптации одаренных детей имеет является одной из значимых: развитие коммуникативных способностей, партнерских взаимоотношений.

На четвертом уровне «Школа профессионализма» создаются условия для освоения основ допрофессиональной деятельности.

С целью профессионального самоопределения, подготовки школьников к участию в олимпиадах действуют предметные объединения, в которых занимаются 120 воспитанников в возрасте от 8 до 14 лет:  «Олимпиец» (рук. Лопина Е.Г.), «Физический калейдоскоп» (рук. Уварова Т.М.). Программы направлены на формирование познавательного интереса к математике, физике, информатике, английского языка способствуют расширению кругозора, повышению уровня теоретической и экспериментальной подготовки  учащихся, профессиональной подготовки, учат применять полученные знания на практике. Современность требует от подрастающего поколения конкурентоспособности, мобильности, информационной грамотности, поэтому деятельность обьединения «Интернет – журналистика» (рук. Камынина Н.С.) направлена на формирование представления у обучающихся о сфере массовой коммуникации, а также создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования.

Также на данном уровне реализуется программа объединения «Агрокласс» (рук. Уварова Т.М.). Теоретический курс класса предусматривает освоение предметов, которые станут для ребят введением в современный агробизнес. Перспективный проект ставит своей целью приобщение учащихся к сельскохозяйственным профессиям.

Таким образом, успех ребенка во многом зависит от того, какую поддержку он получает от семьи и педагога. Сопровождение одаренных детей в ЦДО осуществляется через взаимодействие  педагогического коллектива с родителями. Работа с родителями одаренных  детей направлена на осуществление просветительских мероприятий с целью повышения родительской компетенции в области детской одаренности.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер