Направления конференции

Авторизация



РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ»

Михайлова Марина Юрьевна,
методист ГБУДО
«Оренбургский областной
Дворец творчества детей и
молодёжи им. В.П. Поляничко»,
г. Оренбург

 

Сегодня педагоги-практики организаций дополнительного образования как никогда ранее нуждаются в осмыслении имеющегося опыта и проблем сотрудничества с семьями учащихся, выявлении наиболее перспективных направлений и форм такой работы. Без союза с семьёй, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и продуктивных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно-творческом развитии ребёнка. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка, на формирование у него положительного духовно-нравственного потенциала.

Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. В семье закладываются жизненные исходные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью профессиональной деятельности педагогов организаций дополнительного образования была систематическая работа по повышению эффективности взаимодействия специалистов образовательных организаций и семьи.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 предоставляет образовательной организации достаточные правовые условия и механизмы для выхода с семьёй в партнёрские и договорные отношения, рассматривая её как субъект образовательного процесса и заказчика на образование, с одной стороны, а с другой – отдаёт приоритет в выборе форм и условий получения образования именно семье обучающегося, наделяя её полноправностью в оформлении и предъявлении собственного заказа на образование.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности. Он  может быть успешным только в том случае, если родители и педагоги  станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, помочь в развитии способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Формирование партнёрских отношений между педагогами и семьёй – длительный процесс, и показатели результативности данного сотрудничества являются значимыми. Учитываются  удовлетворённость родителей образовательной средой, характером сложившихся взаимоотношений; повышение родительской компетентности в вопросах образования и воспитания; желание идти на контакт; готовность к взаимодействию; смена социальных ролей и позиций родителей в рамках сотрудничества (родитель может выполнять несколько ролей при взаимодействии с организацией дополнительного образования: спонсор, помощник, активный участник, собеседник, наблюдатель).

В 2018 году ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко» дал старт региональному сетевому проекту по работе с семьёй «Когда мы вместе».

Актуальность данного проекта обусловлена сотрудничеством образовательной организации с семьёй, которое позволяет выстроить образовательный процесс с ориентацией на потребности родителей и обучающихся, а проектирование стратегий, сконструированных на образовательном запросе семьи, обеспечивает качественную организацию этой деятельности.

Цель проекта: повышение уровня образования родителей по вопросам воспитания и дополнительного образования детей.

В современном мире необходимо учить родителей быть родителями. В результате активных действий в этом направлении может быть решён ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, формирование условий для самостоятельного решения семьёй своих социальных функций. В области образования просветительская работа с родителями помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом «повернуть» родителей лицом к образовательной организации, совместно искать решение возникающих проблем.

Просветительская работа с родителями – одно из основных направлений проекта. О повышении педагогической культуры родителей написано в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года; о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей – в Основах государственной культурной политики, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808. Приоритет семейного воспитания является лейтмотивом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.

Разработан план мероприятий, направленных на просвещение родителей по вопросам развития и воспитания детей. Учитывая интересы и потребности родителей, проект предусматривает проведение семинаров, вебинаров, лекций, тренингов, круглых столов, деловых игр, акций, способствующих повышению мотивации к самостоятельному развитию родительских компетенций. Для успешного взаимодействия необходимо постоянное обновление содержания, форм, методов работы с родителями; пробуждение у них интереса к процессу самообразования в области психолого-педагогических знаний, а также утверждение родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

В рамках реализации регионального сетевого проекта «Когда мы вместе» планируется создание информационного портала-навигатора по ресурсам дополнительного образования, главным инструментом которого станет система фильтрации, помогающая родителю и ребёнку найти информацию, отвечающую их запросу. Будут рассмотрены следующие направления:

  • тьюторское сопровождение семей в рамках деятельности муниципальных центров консультирования и психолого-педагогического сопровождения;
  • образовательные просветительские курсы для родителей, предоставляющие им инструменты и критерии выбора той или иной образовательной программы для своего ребёнка, включающие, с одной стороны, инструменты выявления интереса и образовательного запроса ребёнка, а с другой стороны – представление о различных возможных образовательных результатах образовательных программ;
  • образовательные атласы с методическими материалами и рекомендациями для родителей;
  • образовательно-досуговые семейные мероприятия;
  • информационное сопровождение деятельности сферы дополнительного образования в СМИ;
  • распространение социальной рекламы ответственного отношения родителей к организации образовательного процесса ребёнка;
  • мониторинг образовательных потребностей семей и уровня их удовлетворённости образовательными услугами.

Проект предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов. Это даёт возможность в процессе информирования дойти до каждого родителя.

Ещё одной формой эффективного взаимодействия образовательной организации с родителями стало создание в 2016 году Оренбургской городской общественной организации родительского сообщества «Мы вместе».

Главная цель – укрепление взаимодействия семьи и образовательной организации, содействующей развитию гармоничной личности ребёнка.

Основные задачи общественной организации:

  • защита законных прав семьи, родителей (и лиц их заменяющих), детей в сфере социального обеспечения, образования, культуры, в области средств массовой информации;
  • обеспечение высокого уровня образования и воспитания детей в соответствии с социальным заказом и требованиями к современному образовательному учреждению;
  • содействие в проведении мероприятий по укреплению здоровья и организации питания, в оказании дополнительных образовательных услуг, в участии детей, их родителей и педагогов в международных, всероссийских, областных конкурсах, семинарах, конференциях, мастер-классах, образовательных курсах, вебинарах;
  • оказание содействия по внедрению инновационных технологий в процесс обучения и т. д.

Оренбургская городская общественная организация родительского сообщества «Мы вместе» проводит выставки, ярмарки, презентации, деловые встречи, семинары, симпозиумы, конкурсы, концерты, фестивали, аукционы, конференции, культурно-развлекательные, спортивные, благотворительные мероприятия; привлекает инвестиции для поддержки и развития общественной организации, для расширения сотрудничества с другими образовательными учреждениями области.

За три года сотрудничества ООДТДМ им. В.П. Поляничко с городской общественной организацией удалось разработать и реализовать ряд проектов.

При содействии общественной организации родительского сообщества «Мы вместе» ежемесячно выпускается бюллетень для детей и родителей «Семья +»  – приложение к областному научно-методическому журналу «Внешкольник Оренбуржья».

Издание «Семья +»  является одной из форм работы с родителями и выполняет функцию их педагогического просвещения. Материалы, публикуемые в бюллетене, подготовлены профессиональными педагогами, психологами, медицинскими работниками г. Оренбурга и Оренбургской области. Публикация детских работ в издании способствует улучшению родительско-детских отношений и повышению информационной культуры детей через привлечение их внимания к процессам и явлениям, происходящим в разных сферах человеческой жизни. Кроме этого, «Семья +» решает задачу информационного обеспечения детей и родителей в сфере предоставления образовательных и развлекательных услуг: публикует программы учреждений культуры и искусства, информацию о мероприятиях для детей.

В издании существуют постоянные рубрики: «Тема номера», «Школа здоровья», «Наши дети», «Мнение специалиста», «Что думает молодёжь?», «На досуге», «У нас в гостях», «Есть мнение» и другие.

Общественная организация родителей оказывают неоценимую помощь в создании развивающей среды в творческих объединениях Дворца.

Например, традиционным для детского объединения «ЛингваИнфо» отдела «Центр информатизации образования» стало участие учащихся в дистанционных всероссийских и областных конкурсах по иностранным языкам, таких как «Британский Бульдог», «Коала», а ежегодное премирование победителей позволяет отследить результаты взаимного сотрудничества. В перспективе развития объединения «ЛингваИнфо» – организация семейного клуба выходного дня, который позволит ещё больше объединить усилия, направленные на всестороннее развитие детей.

В настоящее время особенно тяжело приходится родителям детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. На семью с ребёнком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества её жизни, возникновению семейных и личных проблем. В такой момент семье очень важно получить общественную поддержку. Отдел «Детский орден милосердия» ООДТДМ им. В.П. Поляничко наиболее полно реализует принцип сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, детей-инвалидов и их здоровых сверстников. Немаловажную роль в этом играет активное сотрудничество родительского комитета отдела с Оренбургской городской общественной организацией родительского сообщества «Мы вместе». Общественная организация активно помогает создавать благоприятные условия для организации учебного процесса. Так, в 2017/18 учебном году для кабинета логопеда были приобретены канцелярские товары, методическая литература, песок и игрушки для интерактивной песочницы.

Учащиеся ООДТДМ им. В.П. Поляничко активно принимают участие в международных, всероссийских и региональных творческих конкурсах. Организация поездок, питание, проживание в других  городах – всё это стало возможным во многом благодаря родителям.

Таким образом, родители становятся полноценными участниками образовательного процесса, социальными партнёрами и помощниками педагогического коллектива.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер