Направления конференции

Авторизация



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ SAND-ART КАК ЭЛЕМЕНТА АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бачище Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
ГБУДО «Оренбургский областной
Дворец творчества детей и молодежи
им.В.П. Поляничко», г. Оренбург

 

Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум.
К. Г. Юнг

Современное дополнительное образование детей ориентирует педагогов на применение в воспитательно-развивающей практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на диагностическую, коррекционную и развивающую работу с дошкольниками.

Поэтому в свою практическую деятельность педагоги дошкольного образовательного комплекса «Полянка» постепенно внедряют один из видов арт-технологий – песочную терапию на световом столе. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

Особое значение в жизни детей дошкольного возраста имеет игра, в которой он познает себя и окружающий мир, а игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игра, связанна с использованием песка, особо примечательны: игра в песочнице (sandplay), песочная скульптура, рисование песком (sand-art), а также смешанные мультимодальные техники.

Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, то есть умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.

Многие исследователи песочной терапии отмечают благотворное влияние речи в процессе игры. Умение правильно рассуждать, в ходе работы над рисунком, усиливает активность детей, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль  за движениями руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка.

Особенностью проведения занятий по любой предметной области проводятся с целью общения и ознакомления с окружающим детей с применением песочной терапии на световом столе – возможность ее использования педагогами на протяжении всего занятия или в отдельной его части.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и могут проводиться занятия с детьми, начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут.

Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в групповой (не более 3-4 детей в группе) или же на фронтальных занятиях.

Педагоги дошкольного образовательного комплекса «Полянка» подбирают задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, которые в определенной мере управляют его активностью, ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение.

Что же можно делать в песочнице?

Во-первых, конечно же, расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песчанка, песочек, а также дюны, барханы, караваны и многие другие слова.

Во-вторых, можно обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами. Для примера: сыпать, гладить, грести, превращать, мочить и т. п. В песочнице речь ребенка можно обогатить прилагательными (причастиями), в том числе и с отвлеченными значениями: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый, золотой, золотистый, зыбучий и т. д.

В-третьих, на базе песочницы можно проводить работу по закреплению и активизации словаря. Используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», «Покупаем продукты», можно побуждать детей к повторению (закреплению) новых или редких слов.

Дети с интересом рисуют на песке - животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания (некоторые из игр предложены в Приложении №1).

Таким образом, арт-терапия - один из самых результативных и оригинальных способов работы с детьми. Песочная терапия способствует решению стратегических задач по обеспечению социальной успешности, сохранению психического здоровья и коррекции эмоционального состояния маленького человека. Занятия с элементами песочной терапии нацелены на формирование чувства защищённости у ребёнка, раскрытие его внутреннего творческого потенциала, развитие самосознания.

Список литературы

1. Епанчинцева, О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. /О.Ю. Епанчинцева-СПб.: Питер, 2011.

2. Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста //Н. Ф. Бережная /Дошкольная педагогика. 2006. №4. 2

3. Зейц, 3.М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. / 3.М.Зейц – М., 2010.

4. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д.,Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева., Т.М.Грабенко– СПб.: Речь, 2010.

5. Кудрина, Л. В., Кислинская, Н. П., Панфиленко, Г. И., Лагоша, Г. Е. Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников / Л. В. Кудрина, Н. П.Кислинская, Г. И. Панфиленко, Г. Е. Лагоша // Молодой ученый, 2014. 

6. Сапожникова, О. Б., Гарнова, Е. В. Песочная терапия в развитиии дошкольников / ООО «Сфера», 2014.

7. Сачкович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. /Сачкович Н.А. - СПб.: Речь, 2008.

8. Эль, Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия./Г.Н.Эль - СПб.: Речь, 2010.

 
Баннер
Баннер
Баннер