Направления конференции

Авторизация



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО АНСАМБЛЯ «КАМЕРТОН»

Романова Гульнара Зиннуровна,
педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр детского творчества  «Радуга»,
г. Гай, Оренбургская область

Психолого-педагогическая диагностика и оценка образовательных результатов в организации дополнительного образования - два неразрывно связанных понятия.

Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, так как осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов.

Определение «педагогическая диагностика» было предложено в 1968 году К. Ингенкампом (эта дата считается официальной датой рождения понятия «педагогическая диагностика»). По его мнению, педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества.

Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе. Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут. Для педагога она направлена на выявление затруднений учащихся как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

Поскольку дополнительное образование не регламентируется государственными образовательными стандартами, то стандартом для каждого педагога являются результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а оценка образовательных результатов – методом оценки качества образования.

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Камертон» проводится систематическая оценка образовательных результатов. Предметом контроля являются знания, умения и навыки учащихся, а также созданные ими образовательные продукты (хоровые и сольные выступления), внутренние личностные результаты учащихся (нравственно-этические качества личности, освоенные способы деятельности, готовность к саморазвитию и самоопределению), обозначенные задачами данной программы.

Мониторинг качества образовательного процесса проводится посредством входной диагностики, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Входная диагностика проводится на вводном занятии в форме беседы, прослушивания, по результатам которых у учащихся выявляются музыкальные способности, начальный уровень теоретической и практической подготовки по предмету.

Текущий контроль предполагается на каждом занятии в форме фронтальной беседы, устного опроса, зачета, концертного выступления учащихся. В рамках текущего контроля осуществляется также самоконтроль и самооценка учащимися собственных образовательных результатов.

Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения содержания дополнительной общеобразовательной программы. Предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения раздела, образовательного модуля или по итогам обучения за полугодие (год). К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся в детском объединении, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия.

Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения обучающимся содержания дополнительной образовательной программы по итогам учебного года, а также за весь период обучения. К итоговой аттестации допускаются все обучающиеся, закончившие обучение по дополнительной общеобразовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию на всех этапах обучения.

Планируемые результаты точно соотносятся с задачами программы и фиксируются в следующих формах: видеозапись концертного выступления, грамота, диплом, материал анкетирования и тестирования.

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в следующих формах: диагностическая карта, конкурс, концерт, праздник, фестиваль.

Оценка образовательных результатов проводится с использованием следующих методик:

  • Методика мотивации (модифицированная Домбровской И.С.);
  • Методика изучения музыкальной культуры детей (Л.В. Школяр);
  • Тестовая карта коммуникативной деятельности (А.А. Леонтьева);
  • Тест на сотрудничество (В.М. Сергеева);
  • Педагогическое наблюдение.

К образовательным результатам относится освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, устойчивость интереса, сохранность контингента.

К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений учащихся, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в концертных и конкурсных мероприятиях.

Если говорить о решении развивающих задач, то здесь отслеживаются творческие достижения, творческая активность учащихся, приобщение к культурным ценностям.

Таким образом, педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя выстраивать эффективный образовательный процесс.

 
Баннер
Баннер
Баннер