Направления конференции

Авторизация



РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
24.01.2019 11:33

Мухаметзянова Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Городской Дворец детского
и юношеского творчества»,
г. Нижний Тагил

 

«Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы
вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в обществе.

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в различных сферах жизни. Современное общество испытывает потребность в самостоятельной, активной, творческой личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной реализуя свои личностные запросы, решать проблемы общества.

Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.).

Процесс становления человека, адаптации и социализации личности, в котором активное участие принимает искусство, сложен и многогранен. Ведущая роль музыкального творчества в воспитании личности закономерна, так как музыкальное исполнительство – наиболее доступный и естественный вид художественной деятельности. Для личности искусство необходимо как одно из важнейших средств приобщения к социальной среде: «Если наука делает из человека специалиста, то искусство формирует из специалиста человека».

Музыкальное искусство помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Оно качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, а также несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности. Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся.

Музыка – это чрезвычайно важное и ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять полученные знания в жизни. Занятия музыкой заставляют детей меняться, делают их более восприимчивыми и социально адаптивными.

На музыкальных занятиях ребенок развивается умственно. Ведь музыка отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей о природе, об окружающей действительности, о быте и традициях.

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни человека. В процессе творчества у ребенка возникает ощущение собственной личностной значимости, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Правильно организованная музыкальная деятельность дает возможность структурирования эмоционального мира и музыкальной сферы детей. Атмосфера творчества помогает детям раскрыть себя, формирует позитивное отношение к миру, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в сопереживании. В процессе музыкальной деятельности, ребенок учится вместе переживать, у него появляется чувство ответственности, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной цели. У него формируются такие качества как организованность, сплочённость, уважение и взаимопонимание, коммуникативная культура. Исчезает робость, неуверенность в своих силах. Беря пример со взрослых, дети приобщаются к культуре поведения, осваивают общечеловеческие и культурные ценности, что в дальнейшем способствует их успешной социализации.

Хочется отметить, что успешной самореализации детей несомненно способствует эмоционально-психологический климат, построенный на доброжелательном отношении и уважении к личности каждого ребенка.

Педагог должен это всегда помнить, и при необходимости поддерживать и формировать у ребенка даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности детей поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Только умелый педагог может поднять авторитет своих учащихся и помочь сделать первые шаги на пути к социализации в обществе.

Таким образом, социализация средствами музыкального воспитания является действенным инструментом в образовательном процессе, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей.

 
Баннер
Баннер
Баннер