Направления конференции

Авторизация



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК РЕСУРС ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Латыпова Людмила Александровна,
педагог-психолог,
ГБУДО «Оренбургский областной
Дворец творчества детей и молодежи
им.В.П. Поляничко», г. Оренбург

 

Вопрос о воспитании нравственно-ценностных ориентаций имеет большую социальную значимость. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, основу мировоззрения.
Ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности, поэтому одна из важнейших задач воспитательной работы состоит в последовательном расширении и углублении представлений обучающихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

Основы ценностных ориентаций закладываются в семье, однако не следует недооценивать роль обучающих организаций.

Организации дополнительного образования играют особую роль. Многообразие направлений деятельности и их гуманистическая направленность, учет интересов и возможностей, создание ситуации успеха для каждого учащегося позволяют сформировать положительное  отношение  к  окружающему миру и  самому  себе,  тем  самым  способствуя  формированию  ценностных  ориентаций.

Процесс формирования ценностных ориентаций в организации дополнительного образования осуществляется как через учебную деятельность, содержание занятий, так и через внеучебную деятельность.   Организации дополнительного образования в отличие от специализированных музыкальных, художественных и других школ могут предоставить определенный уровень свободы, свободы творчества, необходимой для творческого поиска. Здесь быстро переходят от теории к практике. Сама среда дополнительного образования является действующей моделью усвоения культуры. Она организована так, чтобы предоставить для активности ребенка культурно богатый и интересный материал.

Большую роль при этом играет личность самого педагога, его нравственный авторитет. Моральные ценности отражаются в содержании воспитательных мероприятий (праздников, концертов, конкурсов, выставок, социальных акций и др.).

Закладка ценностей начинается с самого раннего возраста, но наиболее оптимальным возрастным этапом для формирования ценностных ориентаций

Учеными (О.С.Богдановой, И.В.Дубровиной, А.В.Кирьяковой, Т.Н. Мальковской, И.М. Осмоловской  и др.) признается старший подростковый возраст. Это положение аргументируется тем, что на данном возрастном этапе происходят изменения в различных сферах личности, которые являются предпосылками формирования ценностных ориентаций.

Ежегодная диагностика ценностных ориентаций позволяет видеть динамику их формирования, вносить коррективы в план воспитательных задач.

Методика Фанталовой Е.Б.  в отличии от других методик изучения ценностей например, М.Рокич включает оценку не только значимости ценности, но возможность ее достижения в будущем, т.е. доступность.   Методика включает 12 жизненно важных ценностей, среди которых активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, друзья, уверенность в себе, познание, свобода, счастливая семейная жизнь, творчество.

В основу методики положена процедура многомерного шкалирования, точнее, один из его методов — парное сравнение. Процедура тестирования, включает постоянный выбор из двух предложенных ценностей более важной, например здоровье и работа, здоровье и любовь и т.д., что способствует более глубокому осмыслению значимости этих ценностей в своей жизни. Подростки с интересом относятся к данному тестированию, особенно к интерпретации результатов.

Результаты исследований подростков в ООДТДМ им. В.П. Поляничко в течении последних трех лет свидетельствуют, что для большинства подростков наиболее значимы следующие ценности: «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь» и «любовь». Для части подростков в значимые также входят ценности «здоровье», «материально-обеспеченная жизнь» и «независимость в поступках и действиях».

Выбор этих ценностей можно объяснить возрастными особенностями. Общение с друзьями является ведущей деятельностью подростков, а независимость в поступках и действиях - одна из важнейших потребностей этого возраста.

Часто значимыми становятся те ценности, которые на данный период недостижимы, как например «уверенность в себе» или «счастливая семейная жизнь». Подростки страдают различными комплексами, связанными как с внешностью, так и недостаточными на их взгляд способностями.

Наиболее низкая значимость ценностей «красота природы и искусства», понимаемое как переживание прекрасного в природе и искусстве и «активная деятельная жизнь».  Ценность «интересная работа» также не очень важна в настоящий момент для подростков, только на 9 месте, а «познание как возможность расширения образования, кругозора» на 8.

Значимость ценности в настоящий момент и возможность ее достижения в будущем совпали у таких ценностей как «свобода (3 ранг), «материально-обеспеченная жизнь» (10), красота искусства и природы (12 и 11,5 соответственно).

По многим ценностям есть расхождения в пределах 3-4 рангов, что допустимо. Наиболее существенное расхождение между значимостью ценности «здоровье» (4 место), а по доступности она на предпоследнем месте, т.е. подростки не верят, что смогут быть здоровыми в будущем.

Следует учитывать, что в различных группах подростков ценности могут существенно отличаться.  Как правило, у подростков, занимающихся видами деятельности художественной направленности ценность «красота искусства и природы» занимает более значимое ранговое место, для подростков, занимающихся физкультурно-спортивными видами деятельности ценность «здоровье» входит в одну из наиболее значимых.

Таким образом, проведенное исследование ценностей подростков и старшеклассников свидетельствует о значимости базовых общечеловеческих ценностей, таких как «наличие хороших и верных друзей», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «здоровье», и недостаточно выраженной ценности таких жизненных сфер как «красота природы и искусства», «активная деятельная жизнь», «познание». В качестве проблемной зоны можно отметить, что подростки мало ценят возможность расширения своего образования, кругозора. Педагогам, работающим с этими учащимися при реализации образовательных программ следует особое внимание уделять формированию ценностной сферы, используя возможности как  самого предмета, так и огромного воспитательного потенциала организации дополнительного образования. Важно синхронизировать воспитательные влияния педагогов дополнительного образования и родителей на процесс формирования ценностных ориентаций подростков в учреждениях дополнительного образования.

 

Литература:

1.Акутина С. П. Образование и духовность в современном российском обществе.-Монография / науч. ред. С. П. Акутина. — Ч. 3.- М.: Перо, 2012, 144 с.
2.Егорычев А.М., Среда учреждения дополнительного образования как условие творческого, художественно-эстетического воспитания, 2016 http://www.art-education.ru/electronic-journal/sreda-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-tvorcheskogo

3. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников:
Практ. пособие для шк. психологов. — Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.

4. Цыбуленкова Т.С. Роль системы дополнительного образования в формировании ценностных ориентаций у подростков // Современная педагогика. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/05/5558  

 
Баннер
Баннер
Баннер