Направления конференции

Авторизация



Роль дополнительного образования в восстановлении гомосферы современных школьников

М.А. Кильдяшов,

председатель Оренбургской областной общественной писательской организации Союза писателей России,

председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба, кандидат филологических наук

 

Термин «гомосфера» в гуманитарную науку ввёл Д.С. Лихачёв. Он сформулировал его буквально в ходе разговора с корреспондентом журнала «Огонёк» в 1984 году. Учёный высказал мысль, что гуманитарная область знаний формирует особую сферу бытия, в эпицентре которой находится человек. Эта сфера подобна ноосфере, которую в своё время актуализировал В.И. Вернадский для естественных наук.

В итоге «гомосфера» – «человекосфера» – была определена Д.С. Лихачёвым как «комплекс понятий, связанных внутренним миром человека, его развитием, с тончайшими и сложнейшими системами контактов людей между собой, человечества со всей природой планеты и с Вселенной»[1].

Такая «всеотзывчивость» человека, его открытость миру позволяет связать воедино в бытии природу, семью, искусство и историю, создать особую защитную оболочку, «щит над сердцем» человека.

Главную роль в формировании «гомосферы» играет образование как аккумулятор, генератор и ретранслятор человеческого опыта. От содержания, качества и уровня образования в первую очередь зависит плотность гомосферы. Именно образование является в гомосфере той оболочкой, которая, подобно клеточной мембране, отвергает всё губительное и принимает всё полезное. Потому любые деструктивные действия в образовании неминуемо влияют на гомосферу в целом, на отношение человека к миру, к прошлому и будущему.

За последние пятнадцать лет отечественное образование получило два мощнейших удара. Первый в виде ЕГЭ – по среднему образованию, второй в виде перехода на Болонскую систему – по высшему образованию. Об этом сказано и написано уже очень и очень много, продолжение дискуссии по поводу плюсов и минусов реформ бессмысленно – спор всегда заходит в тупик, где каждая из сторон остаётся на своих позициях.

Но широкая общественная дискуссия по поводу очевидного разрушения современного дополнительного образования ещё не развернулась, а она сейчас крайне необходима.

Дополнительное образование всегда, так или иначе, было «надстройкой» над «базисом» основного образования, расширяло и углубляло знания и умения, полученные в основной школе. Но при этом дополнительное образование зачастую позволяло ученику определиться с будущей профессией, сориентироваться, какая из сфер деятельности ему ближе.

От советской эпохи нам досталась отлаженная система допобразования, где не было дефицита ни в педагогических кадрах, ни в методическом опыте, ни в образовательных площадках. Ресурсов этой системы хватило на «лихие 90-е», но в «егэшные нулевые» дополнительное образование окончательно истощили. И дело здесь даже не в бесконечной бумажной отчётности, не в демографических ямах, не в пресловутой «оптимизации», которая всегда сводится к сокращению кадров и средств даже там, где для подлинной оптимизации необходимо расширение. Дело в том, что проблемы дополнительного образования стали прямым следствием проблем образования основного.

Если в «доегэшные» годы хороший ученик по будням после школы и в выходные дни спешил на кружки и секции, то сегодня в это время он идёт к репетиторам. В «лихие 90-е» у репетиторов занимались либо в случае откровенной неуспеваемости по тому или иному предмету, либо если вуз, куда планировал поступать школьник, требовал особых знаний, выходящих за рамки школьной программы. Теперь же у репетиторов занимаются все, по всем экзаменационным предметам средней школы, вне зависимости от уровня знаний и прилежания. Нынешняя школа из института образования превратилась в институт оценивания. Она выставляет баллы, но не даёт того знания, за которое можно получить высший балл.

В итоге учеников обрекли на второе среднее образование, когда всё свободное от школы время занимают занятия с репетиторами. Именно так из гомосферы старшеклассников вытесняется дополнительное образование. В среднем звене, хотя «ЕГЭ-подобные» испытания уже проникли даже в начальную школу, ещё можно завлечь ученика в кружок, студию, объединение или секцию.

Но теперь педагоги дополнительного образования должны быть готовы к тому, что им придётся не возводить надстройку, а укреплять базис, заполнять пробелы, которые возникают в основном образовании, пробуждать тот первоначальный интерес к знанию, который прежде пробуждала школа.

От ЕГЭ, ОГЭ, ГИА и прочего в ближайшие годы, резко и сразу, нам не избавиться. Это губительно для учеников, чьё тестовое мышление не сможет в одночасье перестроиться. Необходимо вытеснять из экзаменов тесто-образные задания, заменяя их по-настоящему творческими, требующими усилий ума, памяти, воображения, накопления не информации, а знания. Необходимо вырвать учеников из «тестосферы», где нет места дополнительному образованию, и погрузить их в возрождённую гомосферу.

Для этого будет полезным гуманитаризировать наше образование. Современный ученик, даже с математическим складом ума, стремится сегодня к искусствоведческому, культурологическому знанию. Видимо, срабатывают какие-то инстинкты душевного самосохранения. Потому будет полезно вновь актуализировать для школы МХК, к которой некоторое время назад был большой интерес, но сегодня он утих. И там, где мировая художественная культура не уместится в рамки школьной программы, пусть обратится к ней дополнительное образование. Пусть в кружках будет не только музыка, но история музыки, не только живопись, но и история живописи.

Полезным будет ввести в общеобразовательной школе в конце каждого учебного года в качестве одного из испытаний творческий экзамен – за счёт регионального или школьного компонента подготовить к нему учеников. Пусть дополнительное образование войдёт в стены общеобразовательных школ. Уже есть положительный опыт ряда учебных заведений, где в начальной школе было введено всеобщее музыкальное образование. В результате ученики стали лучше успевать по всем предметам.

Восстановление гомосферы – важнейшая не только педагогическая, но и общенациональная задача. Для её выполнения необходимо суммировать все имеющиеся гуманитарные ресурсы. Дополнительное образование, в котором учитель – всегда носитель особого, уникального знания – должно сыграть в этом процессе ключевую роль.



[1] Лихачёв, Д. С. Гомосфера – термин наших дней / Д. С. Лихачёв// Огонёк. – 1984. – № 36. – С. 17 – 19.

 
Баннер
Баннер
Баннер