Направления конференции

Авторизация



Выставочно-конкурсная деятельность как средство формирования ценностных ориентаций личности

Т.В. Такранова,

преподаватель отделения

изобразительного искусства,

МБУ «Зареченская детская школа искусств»,

Тоцкий район, Оренбургская область

Выставки-конкурсы детского рисунка или творчества (декоративно-прикладное творчество, скульптура, художественное конструирование из бумаги, дизайн и т.д.) являются эффективным средством формирования ценностных ориентаций  личности  для учащегося детской школы искусств.

Если рассматривать ретроспективно историю проведения конкурсов детского рисунка, то «в этом отношении примечательны конкурсы, проводимые Императорской Академией художеств среди общеобразовательных учреждений России с 1872 года до самого начала  Первой мировой войны». Они позволяли оценить художественную грамотность учащихся и выделить методические принципы обучения рисованию.

Внимание к рисунку ребенка, исследование его как части культуры начинается в нашей стране в 1935 году.

Выставка... Лаконичное и понятное всем слово. Именно она дает возможность в полной мере представить результаты обученности и личностных ценностей детей, достигаемые в процессе их художественного творчества, направляемого и корректируемого педагогом.

Поэтому и для нашей школы одним  из приоритетных направлений процесса обучения и воспитания является выставочно-конкурсная деятельность. Ведь именно конкурсная деятельность формирует у детей уникальный опыт глубокого и целостного взгляда на мир. Ситуация конкурентной борьбы закаливает характер, в случае победы – повышает самооценку, в случае проигрыша – дает пищу для самоанализа и стимул к совершенствованию. Именно участие в конкурсах позволяет детям примерить на себя роль настоящего профессионального художника.

В стенах нашего учреждения наиболее важной и представительной является выставочная зона холла, здесь есть возможность увидеть работы детей  их родителям, друзьям, а также посмотреть выставку всем желающим.

Все выставки разделены по направлениям:

Отчетные выставки (по итогам полугодия, года) – в экспозиции выставок входят учебные работы, выполненные за определенный период времени (четверть, полугодие, год).

Тематические выставки – в экспозиции входят творческие работы определенной тематики или посвященные определенному событию, мероприятию и т.д.

Персональные выставки – формируются из работ одного автора и целиком представляют творчество учащегося.

Передвижные выставки (внешние) – экспозиции выставок оформляются за пределами учреждения.

По тематике среди внутренних выставок можно выделить традиционные выставки – это ежегодные тематические выставки, которые проводятся на протяжении многих лет. Среди них следует отметить традиционные отчетные выставки, являющиеся своеобразными творческими отчетами учащихся за определённый период: «Наши лучшие работы» (отчетные выставки за первое полугодие и за учебный год, проводятся соответственно в январе-феврале и с июня по сентябрь), «Наши первые работы» (выставка работ учащихся первого года обучения, проводится в октябре-ноябре), и другие. Среди внутренних, хотелось бы особо отметить традиционную выставку-конкурс «Новогодняя сказка».

Наиболее важные выставки для внутренней мотивации детей - персональные выставки учащихся (как внутренние, так и внешние). Участниками этих выставок являются те ученики, которые показали не только высокие результаты в процессе обучения, но и проявили себя как активные и творческие участники выставок и конкурсов, проходящих в течение ряда лет на разных уровнях. Для учащегося выбор его работ на персональную выставку – несомненная награда и признание его личных достижений в процессе обучения.

По собственному опыту могу сказать, что после осмысления ребенком всей серьезности подготовки к персональной выставке, выполнения заданий по оформлению, он начинает по - новому видеть свои работы. Происходит процесс переосмысления себя в творчестве, ребенок выходит на более высокий уровень личностного развития.

Из года в год учащиеся отделения изобразительного искусства покоряют своим талантом, побеждают на региональных, всероссийских и международных конкурсах. Вот несколько самых ярких и значимых побед. Учащиеся в числе победителей и призеров международного конкурса «Талантикум», «Акварелька»; Всероссийского конкурса художественного творчества «Традиции и современность» (г.Тамбов); регионального конкурса «Рождественская сказка» (г. Оренбург) и других.

Коллектив ежегодно является участником региональных открытых конкурсов «Разноцветный мир», «Салют, вдохновение!», «Детская палитра».

Наша школа активно пропагандирует творчество детей через средства массовой информации. Всегда принимает участие в районных мероприятиях. Традиционными для нас стали «Обильный край, благословенный», День села, День инвалида, День детства и т. д., ни одно праздничное или концертное мероприятие не обходится без нашего участия.

В Тоцком историко – краеведческом музее свыше 60 работ учащихся нашей школы радовали посетителей. Выставка – это праздник. Это искренняя и доверительная демонстрация самого ценного и значительного в жизни детей, представленная в их творчестве. Кроме того, каждая выставка является показом разных методов работы педагогов с творческими детьми. Здесь можно увидеть, как по разному решаются вопросы введения детей в творчество, приобщения к миру искусства, как используются занятия изобразительной деятельности или прикладного творчества в личностном становлении ребенка. Дети-зрители с удивлением и радостью воспринимают на выставке творчество сверстников; эмоционально и непосредственно выражают свое отношение к увиденному; оживленно общаются и обсуждают с друзьями то, что привлекло их внимание — понравилось, удивило, заинтересовало. У них бурно «включается» воображение, возникает желание творить и самим участвовать в подобных выставках. Каждый ребенок-зритель, посетивший выставку и увидевший работы других детей, находит в них много интересного, близкого, понятного, знакомого и в то же время открывает возможность собственной интерпретации представленных сюжетов

Такое участие социально значимо. Дети осознают важность собственного творчества, понимают, какую роль они занимают в культурном пространстве района, идентифицируют себя как будущее поколение интеллигенции. Дети пропагандируют народное творчество, тем самым приобщают людей к национальной культуре, прививают любовь к истории своего народа, пробуждают чувство гордости за свою Малую Родину.

Интересным и действительно социокультурным проектом стала деятельность группы ARTKIDS, состоящая из учащихся старших классов отделения изобразительного искусства. C 2016 года реализуется проект «БЛАГО-ДАРЮ», в котором начиналось все с продажи открыток и календарей на основе детских рисунков, прибыль передается больным детям Тоцкого района. Сегодня это не только изображения на разных сувенирах, но и акции, мастер-классы — огромное пространство воспитания внимания и заботы о больных детях. В рассматриваемом контексте, мы определяем социокультурный проект как деятельность, направленную на создание духовно насыщенной среды и условий для самореализации и саморазвития человека в культурной сфере.

Практически каждый учащийся отделения изобразительного искусства имеет возможность участвовать в различных конкурсах, выставках. Таким образом, учащиеся получают возможность не только открывать мир, в том числе профессиональный, но и находить свое место в нем, почувствовав «вкус успеха», удовольствие от конкретной профессионально ориентированной деятельности. И в этой связи возрастает роль выставочно-конкурсной деятельности детей как средства предпрофессиональной подготовки и профессионального самоопределения личности, которое формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, позволяя избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, осваивает профессионально ориентированные знания и умения в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Преподаватели детской школы искусств - счастливые люди, мы занимаемся любимым делом, с учениками, которые сами хотят заниматься, от совместного общения и обучения мы получаем удовольствие, а результатом нашего совместного творчества всегда становиться что - то прекрасное.

Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что художественное образование, которое получают учащиеся в детской школе искусств, помогает им развиваться и сформироваться целостной личностью.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер