Направления конференции

Авторизация



Детско-родительский клуб «Вместе» как источник нравственного и духовного воспитания обучающихся

И.Ф. Гринева,

педагог-психолог,

педагог дополнительного образования,

МАУДО «Центр детского творчества  «Радуга»,

Гайский г. о., Оренбургская область

 

Проблемы семейного воспитания стали особенно актуальны в последние годы. Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для здоровья детей и играют важную роль в их социализации, нравственном и духовном и воспитании, а нарушение внутрисемейных связей влечет за собой неблагоприятные последствия. Поэтому родители все чаще обращаются за помощью к педагогам дополнительного образования по вопросам воспитания и развития своих детей.

«Истинная сущность воспитательной работы заключается не в разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации жизни семьи, личной и общественной жизни родителей и ребенка», - писал великий педагог А.С.Макаренко. Исходя из этого, было решено организовать в МАУДО «Центр детского творчества «Радуга» такую форму работы с семьями обучающихся, которая была бы интересной и полезной каждому ее участнику. Так, в 2008 году в Гайском Центре детского творчества появился детско-родительский клуб «Вместе», который действует и в настоящее время.

Здесь все подчинено общению, все члены – союзники равные и самостоятельные. Деятельность в клубе подразумевает: учет запросов детей и родителей, отсутствие жесткой регламентации, вариативность и гибкость содержания и проведения занятий. Детско-родительский клуб - место, где всегда есть возможность членам клуба развивать свои коммуникативные способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества.

Работа клуба актуальна и востребована обществом в настоящее время, так как направлена на укрепление внутренних детско-родительских отношений. Она также объединяет усилия семьи и Центра при решении трудностей в вопросах социализации, воспитания и развития подрастающего поколения. Клуб в привлекательной форме позволяет ненавязчиво утверждать нравственные и духовные ценности (в том числе семейного очага и личной свободы), способствует оптимизации семейных отношений. Взаимодействие старшего и младшего поколений является своеобразной профилактикой трудностей в преддверии подросткового возраста, помогает наладить или улучшить контакт и с родителями, и с другими членами семьи, а также с одноклассниками и их семьями.

Клуб «Вместе» посещают учащиеся начальной школы и их родители или лица их заменяющие, другие члены семьи, проживающие с ребенком.

Цель работы  клуба «Вместе» - гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

1.​ Повышение компетентности родителей и детей в вопросе преодоления жизненных трудностей.

2.​ Развитие психологической культуры детей и родителей.

3.​ Предоставление разносторонних возможностей для эффективной социализации детей при проведении совместного детско-родительского досуга.

Занятия проводятся в форме  мини-тренингов, где используются разные виды деятельности: подвижные игры, сказкотерапия, арт-терапия, элементы телесно-ориентированной терапии, элементы дискуссии, психогимнастика, танцевальные упражнения.

Тематика занятий разнообразна. Особым интересом пользуются темы: «Как здорово любимым быть!», «Все мы родом из детства», «Вера, надежда, любовь». Наиболее популярна у членов клуба «Вместе» такая форма занятия, как «Семейная гостиная», где семьи поочередно представляют свои семейные традиции, обычаи, ценности и свое генеалогическое древо.

Работа в клубе «Вместе» реализуется поэтапно:

1 этап - происходит сплочение группы, раскрепощение участников, появляется эмоциональная открытость, формируется  доверие друг к другу, развиваются   рефлексивные процессы (1 год обучения);

2 этап - характеризуется самопознанием, углубленной рефлексией и свободным самораскрытием, усилением межличностной динамики в группе, эффективностью общения в детско-родительских парах, активным заявлением семей об имеющихся трудностях в воспитании и свободным их обсуждением (2 год обучения - I полугодие 3 года обучения);

3 этап - происходит осознание перемен в личностном развитии учащихся и их близких, складывается позитивный взгляд на будущее, появляется желание быть эффективно-активным в достижении поставленных целей (II полугодие 3 года обучения).

По прохождению программы клуба «Вместе» члены клуба могут понимать и принимать свои чувства и окружающих, выражать их и контролировать, владея простейшими приемами саморегуляции, способны самостоятельно налаживать конструктивное общение с окружающими и уважать ценности семьи общества в целом, стремятся к позитивным изменениям в себе.

Существование данного клуба в нашем Центре на протяжении 10 лет подтверждает эффективность данной работы. Организации подобного клуба доступна для любого образовательного учреждения, необходимо только желание педагогов организовать взаимодействие с родителями и искренняя заинтересованность родителей в своих детях.

 
Баннер
Баннер
Баннер