Направления конференции

Авторизация



Программа развития учреждения дополнительного образования как инструмент эффективного управления

О.Ю. Гостева,

директор,

МБУДО «Центр детского

творчества «Радуга»,

г. Бузулук, Оренбургская область

 

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства.

Центр детского творчества «Радуга» организован в 1947 году как городской Дом пионеров и школьников и ориентирован на удовлетворение спроса детей и взрослых на дополнительные образовательные услуги с учетом их возможностей, личностных склонностей и способностей. За 69 лет Учреждение прошло типичный путь развития, характерный для внешкольного Центра.

Согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», МБУДО «ЦДТ «Радуга» ориентировано на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Учреждение обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию учащихся, развитие их способностей с учетом личностных склонностей, возможностей и особенностей, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности через реализацию 51 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы следующих направленностей: туристско-краеведческой, художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, технической.

Работа в Учреждении ведется в следующих формах и направлениях:

1)образовательная деятельность: формирование ключевых компетенций обучающихся, способствующих воспитанию и социализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

2)познавательно-развлекательная деятельность и организация творческого досуга детей и подростков: проведение праздников, мероприятий, фестивалей, соревнований;

3)научно-исследовательская деятельность: участие в семинарах, научно-практических конференциях, работа научного общества «Искатель»;

4)практическая деятельность: реализация программы СМиД (страна мальчишек и девчонок) по работе с младшими школьниками города Бузулука, участие в городских, областных, региональных, федеральных, международных выставках, конкурсах, соревнованиях;

5)консультационно-методическая деятельность: работа по сбору, анализу, систематизации и оформлению методических материалов, по повышению профессиональной компетентности педагогов;

6)волонтерская деятельность: работа с разными категориями граждан: инвалидами, детьми-сиротами, пожилыми людьми; проектная, социально-значимая деятельность.

Учреждение дополнительного образования как деятельностная система находится в непрерывном развитии, обладая способностью к совершенствованию при условии четкой организации системы управления.

Структура управления учреждениями дополнительного образования детей дифференцируется по уровням и звеньям управления, с присущими им особенностями, зоной полномочий и мерой ответственности каждой структурной единицы. Сложность внутренней организации педагогического процесса учреждений дополнительного образования обуславливает важность построения структуры управления, адекватной особенностям их видовой принадлежности (дворец, станция, центр, клуб и др.), целей, задач, характера образовательного процесса, готовности его основных субъектов к сотрудничеству и т.д. [3].

Управление Учреждением осуществляется в соответствие с законодательством Российской Федерации, Уставом, строится на принципах единоначалия и коллегиальности, имеет двухуровневую структуру и представлено государственно-общественным управлением и коллегиальным управлением на основе демократии, гласности, самоуправления.

Специфика деятельности учреждения дополнительного образования обуславливает особенности управления Учреждением.

Условиями эффективности управления можно считать:

1. Создание целостной системы деятельности.

2.Создание четкой организационной структуры и обеспечение координации ее функционирования.

3. Создание коллектива педагогов-единомышленников.

4. Высокая психолого-педагогическая и управленческая подготовленность руководителей Учреждения. Повышение их теоретического и профессионального уровня.

5. Высокий профессионализм педагогических кадров.

6. Правильная мотивация и стимулирование педагогического труда.

7. Обеспечение инновационного развития учреждения.

8. Осуществление стратегического планирования.

9. Четкая система управленческого и педагогического контроля.

В настоящее время программный подход прочно вошел в практику управления образовательными организациями. Программный подход исходит не из конечной цели, а из проблем и возможностей их разрешения.

Разработка программы развития – важная задача управленческой деятельности в учреждении дополнительного образования, стремящейся перейти в инновационный режим жизнедеятельности. Ее решение предполагает осуществление совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацеленных на получение «на выходе» программы развития, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения.

Общую стратегию развития МБУДО «ЦДТ «Радуга» определяет программа развития «Современные подходы к воспитанию и социализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» на 2016-2021 годы, которая является одним из компонентов эффективного управления Учреждением и предполагает три этапа реализации:

1 этап. Подготовительный и прогностический. Разработка Программы развития, концепции образовательной и воспитательной системы МБУДО «ЦДТ «Радуга», создание организационно-педагогических, нормативно-правовых условий для воспитания и социализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Цель этапа: выявить и обобщить позитивный опыт образования и воспитания в Учреждении определить приоритетные направления его развития, подготовить условия для осуществления инновационной деятельности, направленной на воспитание и социализацию личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

2 этап. Практический. Практическая реализация цели и задач, основных мероприятий, отслеживание и анализ результатов на основе критериев и показателей реализации Программы.

Цель этапа: реализовать Программу развития, скорректировать концептуальные положения проектирования воспитательно-образовательной системы.

3 этап. Обобщающий. Анализ и оценка результатов реализации Программы развития.

Цель этапа: обобщение позитивного опыта по реализации Программы развития Учреждения.

Каждый этап определяет основные направления деятельности, пути и сроки реализации, ответственных лиц и ожидаемые результаты.

Программа развития МБУДО «ЦДТ «Радуга» включает в себя все функции системного управления Учреждением: анализ, целеполагание, планирование, организацию, регулирование и контроль.

Функция анализа и целеполагания. Анализ деятельности МБУДО «ЦДТ «Радуга» является этапом в определении цели дальнейшего развития Учреждения и отборе эффективных средств ее достижения. За период реализации программы развития «Формирование готовности воспитанников (обучающихся) к качественному социальному самоопределению» на 2011 – 2016 годы отмечена положительная динамика качества работы педагогического коллектива, внедрялись новые виды и формы деятельности, разрабатывались новые направления, структурировались и углублялись ранее созданные. В результате проведенного анализа выявлены проблемы, которые необходимо решить за период реализации программы развития «Современные подходы к воспитанию и социализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» на 2016-2021 годы и определена ее цель.

Анализ деятельности Учреждения позволяет определить соответствуют ли достигнутые результаты ожидаемым и скорректировать дальнейшую работу.

Функция планирования. Планирование – важная составляющая управления образовательным Учреждением, оно подразумевает выработку и принятие управленческих решений, определяющих цель, задачи деятельности и способы их достижения, позволяет обеспечивать единое направление деятельности, необходимое для выполнения Учреждением своей миссии, оценивает сильные и слабые стороны, этапы развития в настоящий момент.

Основные направления деятельности по реализации Программы развития разработаны на основе следующих планов:

- Программы деятельности Учреждения;

- Планы работы структурных подразделений;

- План работы методической службы;

- Оперативные планы работы (месяц, неделю);

- Планы работы клубов по месту жительства;

- План работы клуба семейного досуга;

- План проведения мер и мероприятий по воспитанию и социализации обучающихся МБУДО «ЦДТ «Радуга» с учетом Региональной программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области.

Четкое планирование позволяет наметить важнейшие ориентиры, на предстоящий период. На основе разработанных планов выделены основные направления деятельности по реализации программы развития.

Функция организации. Значимая функция управления – организация деятельности по реализации принятых решений. Сущность этого процесса заключается в обеспечении выполнения решений с организационной стороны, т.е. установлении связей и зависимостей между отдельными элементами управляемой системы. Организация подразумевает разделение на части общей управленческой задачи, приспособление организационной структуры к задачам намечаемой деятельности; подбор специалистов для исполнения той или иной задачи; доведение решения до исполнителя; делегирование ответственности, полномочий, прав использования ресурсов Учреждения отдельным сотрудникам; установление взаимосвязей между отдельными видами работ. Это регламентируется локальными актами Учреждения (должностные инструкции, положения, правила внутреннего трудового распорядка и правила внутреннего распорядка для обучающихся и др.).

Для эффективного управления реализацией Программы развития разработаны критерии и показатели:

  1. Совершенствование учебно-воспитательного процесса.
  2. Укрепление материально-технической базы Учреждения.
  3. Нормативно-правовое, научно-методическое, информационное, программное обеспечение деятельности Учреждения.
  4. Подготовка кадрового ресурса для реализации цели Программы.
  5. Эффективное управление деятельностью Учреждения.
  6. Применение инновационных и сохранение традиционных педагогических технологий.
  7. Применение современных подходов к воспитанию и социализации личности обучающегося в образовательном процессе.

Функция контроля и регулирования. Контроль и регулирование деятельности по выполнению разработанных планов – обязательные компоненты эффективного управления. Функция контроля обеспечивает достижение организацией своих целей. В общем виде контроль можно представить как процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. Действенная система контроля имеет стратегическую направленность, ориентируется на результаты, своевременна и достаточно проста. Контроль состоит из трех основных элементов: установление критериев и показателей эффективной деятельности Учреждения, подлежащих проверке; измерение того, что было достигнуто и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; корректировка управленческих процессов, если результаты существенно отличаются от установленных.

Контроль и регулирование выполнения намеченного содержания деятельности отражаются в Плане внутриучрежденческого контроля, который является составной частью Программы развития. В нем определены объект, содержание, формы и результат контроля, а также ответственные лица.

Внутриучрежденческий контроль включает в себя:

- контроль за ведением документации;

- контроль работы педагогических кадров;

- контроль над методической работой;

- контроль работы структурных подразделений.

По данным оперативного контроля составляются справки, отчеты, банк данных, заполняются статистические данные, проводятся совещания, педагогические и методические советы, осуществляется корректировка деятельности Учреждения.

К контролю предъявляются следующие требования:

- индивидуальный характер, требующий осуществления контроля за работой каждого участника образовательного процесса;

- систематичность и регулярность проведения на всех этапах учебно-воспитательного процесса;

- всесторонность и разнообразие форм проведения;

- объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы;

- дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности и индивидуальные качества контролируемых;

- единство требований лиц, осуществляющих контроль.

В процессе контроля педагоги и руководители получают необходимую информацию о состоянии и результатах учебно-воспитательного процесса, о ходе выполнения поставленных целей и задач, действующих нормативных документов.

Программный подход как инструмент эффективного управления способствует повышению профессионального мастерства педагогических кадров, активизации конкурсного движения среди обучающихся и позволил достичь высоких результатов в деятельности Учреждения:

-2013 год – Грант главы города за активное внедрение инновационных образовательных программ;

-2013 год – диплом 3 степени во Всероссийском конкурсе программ и научно-методических разработок «Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха»;

-2013 год – Гран-при во Всероссийском конкурсе программ и научно-методических разработок «Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха»;

- 2016 год – диплом лауреатов областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ;

-2016 год – диплом победителя Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи, номинация «Достижения в искусствах»;

-2017 год – диплом 3 степени в областном заочном конкурсе программ, проектов и методических разработок в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи «Программный ориентир лета».

 

Литература

1. Буйлова, Л.Н., Кочнева, С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей/ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 100 с.

2. Маркетинг дополнительного образования : учеб.-метод. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования / Е.А. Ганаева; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. обл. ун-т. – М. : Изд-во МГОУ, 2005 (Изд-во МГОУ). – 119 с.: ил., табл.

3. Портнов, М.Л. Азбука школьного управления / М.Л. Портнов. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.

4. Соколова, Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с.

5. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 48 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 4).

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер