Авторизация
Программа развития учреждения дополнительного образования как инструмент эффективного управления |
О.Ю. Гостева, директор, МБУДО «Центр детского творчества «Радуга», г. Бузулук, Оренбургская область
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства. Центр детского творчества «Радуга» организован в 1947 году как городской Дом пионеров и школьников и ориентирован на удовлетворение спроса детей и взрослых на дополнительные образовательные услуги с учетом их возможностей, личностных склонностей и способностей. За 69 лет Учреждение прошло типичный путь развития, характерный для внешкольного Центра. Согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», МБУДО «ЦДТ «Радуга» ориентировано на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Учреждение обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию учащихся, развитие их способностей с учетом личностных склонностей, возможностей и особенностей, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности через реализацию 51 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы следующих направленностей: туристско-краеведческой, художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, технической. Работа в Учреждении ведется в следующих формах и направлениях: 1)образовательная деятельность: формирование ключевых компетенций обучающихся, способствующих воспитанию и социализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 2)познавательно-развлекательная деятельность и организация творческого досуга детей и подростков: проведение праздников, мероприятий, фестивалей, соревнований; 3)научно-исследовательская деятельность: участие в семинарах, научно-практических конференциях, работа научного общества «Искатель»; 4)практическая деятельность: реализация программы СМиД (страна мальчишек и девчонок) по работе с младшими школьниками города Бузулука, участие в городских, областных, региональных, федеральных, международных выставках, конкурсах, соревнованиях; 5)консультационно-методическая деятельность: работа по сбору, анализу, систематизации и оформлению методических материалов, по повышению профессиональной компетентности педагогов; 6)волонтерская деятельность: работа с разными категориями граждан: инвалидами, детьми-сиротами, пожилыми людьми; проектная, социально-значимая деятельность. Учреждение дополнительного образования как деятельностная система находится в непрерывном развитии, обладая способностью к совершенствованию при условии четкой организации системы управления. Структура управления учреждениями дополнительного образования детей дифференцируется по уровням и звеньям управления, с присущими им особенностями, зоной полномочий и мерой ответственности каждой структурной единицы. Сложность внутренней организации педагогического процесса учреждений дополнительного образования обуславливает важность построения структуры управления, адекватной особенностям их видовой принадлежности (дворец, станция, центр, клуб и др.), целей, задач, характера образовательного процесса, готовности его основных субъектов к сотрудничеству и т.д. [3]. Управление Учреждением осуществляется в соответствие с законодательством Российской Федерации, Уставом, строится на принципах единоначалия и коллегиальности, имеет двухуровневую структуру и представлено государственно-общественным управлением и коллегиальным управлением на основе демократии, гласности, самоуправления. Специфика деятельности учреждения дополнительного образования обуславливает особенности управления Учреждением. Условиями эффективности управления можно считать: 1. Создание целостной системы деятельности. 2.Создание четкой организационной структуры и обеспечение координации ее функционирования. 3. Создание коллектива педагогов-единомышленников. 4. Высокая психолого-педагогическая и управленческая подготовленность руководителей Учреждения. Повышение их теоретического и профессионального уровня. 5. Высокий профессионализм педагогических кадров. 6. Правильная мотивация и стимулирование педагогического труда. 7. Обеспечение инновационного развития учреждения. 8. Осуществление стратегического планирования. 9. Четкая система управленческого и педагогического контроля. В настоящее время программный подход прочно вошел в практику управления образовательными организациями. Программный подход исходит не из конечной цели, а из проблем и возможностей их разрешения. Разработка программы развития – важная задача управленческой деятельности в учреждении дополнительного образования, стремящейся перейти в инновационный режим жизнедеятельности. Ее решение предполагает осуществление совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацеленных на получение «на выходе» программы развития, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения. Общую стратегию развития МБУДО «ЦДТ «Радуга» определяет программа развития «Современные подходы к воспитанию и социализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» на 2016-2021 годы, которая является одним из компонентов эффективного управления Учреждением и предполагает три этапа реализации: 1 этап. Подготовительный и прогностический. Разработка Программы развития, концепции образовательной и воспитательной системы МБУДО «ЦДТ «Радуга», создание организационно-педагогических, нормативно-правовых условий для воспитания и социализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Цель этапа: выявить и обобщить позитивный опыт образования и воспитания в Учреждении определить приоритетные направления его развития, подготовить условия для осуществления инновационной деятельности, направленной на воспитание и социализацию личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 2 этап. Практический. Практическая реализация цели и задач, основных мероприятий, отслеживание и анализ результатов на основе критериев и показателей реализации Программы. Цель этапа: реализовать Программу развития, скорректировать концептуальные положения проектирования воспитательно-образовательной системы. 3 этап. Обобщающий. Анализ и оценка результатов реализации Программы развития. Цель этапа: обобщение позитивного опыта по реализации Программы развития Учреждения. Каждый этап определяет основные направления деятельности, пути и сроки реализации, ответственных лиц и ожидаемые результаты. Программа развития МБУДО «ЦДТ «Радуга» включает в себя все функции системного управления Учреждением: анализ, целеполагание, планирование, организацию, регулирование и контроль. Функция анализа и целеполагания. Анализ деятельности МБУДО «ЦДТ «Радуга» является этапом в определении цели дальнейшего развития Учреждения и отборе эффективных средств ее достижения. За период реализации программы развития «Формирование готовности воспитанников (обучающихся) к качественному социальному самоопределению» на 2011 – 2016 годы отмечена положительная динамика качества работы педагогического коллектива, внедрялись новые виды и формы деятельности, разрабатывались новые направления, структурировались и углублялись ранее созданные. В результате проведенного анализа выявлены проблемы, которые необходимо решить за период реализации программы развития «Современные подходы к воспитанию и социализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» на 2016-2021 годы и определена ее цель. Анализ деятельности Учреждения позволяет определить соответствуют ли достигнутые результаты ожидаемым и скорректировать дальнейшую работу. Функция планирования. Планирование – важная составляющая управления образовательным Учреждением, оно подразумевает выработку и принятие управленческих решений, определяющих цель, задачи деятельности и способы их достижения, позволяет обеспечивать единое направление деятельности, необходимое для выполнения Учреждением своей миссии, оценивает сильные и слабые стороны, этапы развития в настоящий момент. Основные направления деятельности по реализации Программы развития разработаны на основе следующих планов: - Программы деятельности Учреждения; - Планы работы структурных подразделений; - План работы методической службы; - Оперативные планы работы (месяц, неделю); - Планы работы клубов по месту жительства; - План работы клуба семейного досуга; - План проведения мер и мероприятий по воспитанию и социализации обучающихся МБУДО «ЦДТ «Радуга» с учетом Региональной программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области. Четкое планирование позволяет наметить важнейшие ориентиры, на предстоящий период. На основе разработанных планов выделены основные направления деятельности по реализации программы развития. Функция организации. Значимая функция управления – организация деятельности по реализации принятых решений. Сущность этого процесса заключается в обеспечении выполнения решений с организационной стороны, т.е. установлении связей и зависимостей между отдельными элементами управляемой системы. Организация подразумевает разделение на части общей управленческой задачи, приспособление организационной структуры к задачам намечаемой деятельности; подбор специалистов для исполнения той или иной задачи; доведение решения до исполнителя; делегирование ответственности, полномочий, прав использования ресурсов Учреждения отдельным сотрудникам; установление взаимосвязей между отдельными видами работ. Это регламентируется локальными актами Учреждения (должностные инструкции, положения, правила внутреннего трудового распорядка и правила внутреннего распорядка для обучающихся и др.). Для эффективного управления реализацией Программы развития разработаны критерии и показатели:
Функция контроля и регулирования. Контроль и регулирование деятельности по выполнению разработанных планов – обязательные компоненты эффективного управления. Функция контроля обеспечивает достижение организацией своих целей. В общем виде контроль можно представить как процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. Действенная система контроля имеет стратегическую направленность, ориентируется на результаты, своевременна и достаточно проста. Контроль состоит из трех основных элементов: установление критериев и показателей эффективной деятельности Учреждения, подлежащих проверке; измерение того, что было достигнуто и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; корректировка управленческих процессов, если результаты существенно отличаются от установленных. Контроль и регулирование выполнения намеченного содержания деятельности отражаются в Плане внутриучрежденческого контроля, который является составной частью Программы развития. В нем определены объект, содержание, формы и результат контроля, а также ответственные лица. Внутриучрежденческий контроль включает в себя: - контроль за ведением документации; - контроль работы педагогических кадров; - контроль над методической работой; - контроль работы структурных подразделений. По данным оперативного контроля составляются справки, отчеты, банк данных, заполняются статистические данные, проводятся совещания, педагогические и методические советы, осуществляется корректировка деятельности Учреждения. К контролю предъявляются следующие требования: - индивидуальный характер, требующий осуществления контроля за работой каждого участника образовательного процесса; - систематичность и регулярность проведения на всех этапах учебно-воспитательного процесса; - всесторонность и разнообразие форм проведения; - объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы; - дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности и индивидуальные качества контролируемых; - единство требований лиц, осуществляющих контроль. В процессе контроля педагоги и руководители получают необходимую информацию о состоянии и результатах учебно-воспитательного процесса, о ходе выполнения поставленных целей и задач, действующих нормативных документов. Программный подход как инструмент эффективного управления способствует повышению профессионального мастерства педагогических кадров, активизации конкурсного движения среди обучающихся и позволил достичь высоких результатов в деятельности Учреждения: -2013 год – Грант главы города за активное внедрение инновационных образовательных программ; -2013 год – диплом 3 степени во Всероссийском конкурсе программ и научно-методических разработок «Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха»; -2013 год – Гран-при во Всероссийском конкурсе программ и научно-методических разработок «Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха»; - 2016 год – диплом лауреатов областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ; -2016 год – диплом победителя Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи, номинация «Достижения в искусствах»; -2017 год – диплом 3 степени в областном заочном конкурсе программ, проектов и методических разработок в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи «Программный ориентир лета».
Литература 1. Буйлова, Л.Н., Кочнева, С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей/ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 100 с. 2. Маркетинг дополнительного образования : учеб.-метод. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования / Е.А. Ганаева; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. обл. ун-т. – М. : Изд-во МГОУ, 2005 (Изд-во МГОУ). – 119 с.: ил., табл. 3. Портнов, М.Л. Азбука школьного управления / М.Л. Портнов. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с. 4. Соколова, Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с. 5. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 48 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 4). |