Направления конференции

Авторизация



Система внутреннего контроля как функция управления образовательной организацией

Л.Н. Боровик,

заместитель директора,

ГБУДО «Оренбургский областной

Дворец творчества детей

и молодежи им. В.П. Поляничко»,

г. Оренбург, Оренбургская область

 

Возросшие требования  к образовательному процессу в современных условиях диктуют необходимость  особого подхода  к системе внутреннего контроля учреждения. Управление качеством образования невозможно без отлаженной процедуры информации о результатах учебной деятельности.

Управление любой образовательной организацией – это целенаправленная деятельность всех субъектов педагогического процесса, ориентированная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие данного учреждения. Его основная цель – достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Чтобы достичь этого, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления несоответствия необходимо четко знать положение дел в учреждении. Это возможно только на основе глубокого всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля, который является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития образовательной организации, правильно ставить цели на будущее. Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить недостатки в работе, причины и пути их устранения.

Контроль – это система наблюдений и проверки соответствия организации и содержания воспитательно-образовательного процесса нормативно-правовой базе деятельности учреждения, целям и задачам государственной политики в сфере образования, реализации образовательной программы и программы развития образовательной организации.

Под термином «контроль» подразумевают: процесс, обеспечивающий достижение целей деятельности учреждения, необходимый для обнаружения возникающих проблем.

Контроль – это особенно важная и сложная функция управления. Одна из важнейших его особенностей, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим и иметь системный характер.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация безусловно обязана владеть способностью фиксировать свои ошибки и вовремя исправлнять их.

Положительная сторона контроля состоит во всемерной поддержке всего того, что является успешным для деятельности организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где есть недостатки. Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности с целью выполнения управленческих задач.

Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением планов таким образом, чтобы можно было определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, выявления фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Определяя успехи, неудачи деятельности организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды, обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям.

Любой руководитель, независимо от ранга, должен рассматривать контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Функции планирования, организации, мотивации нельзя осуществлять в отрыве от функции контроля. Все они являются составляющими общей системы управления, ведущей организацию к получению положительного результата деятельности.

Внутренний контроль, его качество, его профессиональная и нравственная основа – одна из сложнейших управленческих проблем. Сложность контроля в педагогической системе состоит, прежде всего, во множестве и разнообразии объектов, о которых необходимо получить информацию для организации.

Для обеспечения целостности и стабильности жизнедеятельности система контроля должна носить консолидирующий характер, должна быть направлена на интеграцию сообщества образовательного учреждения. Это означает, прежде всего, обеспечение согласованности во времени и пространстве процессов функционирования и развития.

Развитию педагогической системы способствует развивающая направленность внутреннего контроля, т.е. ориентация на развитие объекта саморазвития и контроля. Это происходит только в том случае, если субъекты контрольной деятельности осознают сами и создают условия для осознания всеми членами педагогического коллектива оснований своей деятельности, т.е. взаимодействия между внешним и внутренним контролем, между контролем со стороны управляющей подсистемы и самоконтролем.

Внутренний контроль как система с обратной связью должен обладать еще рядом свойств: стратегической направленностью контрольной деятельности, своевременностью, простотой, гибкостью и экономичностью. Система внутреннего контроля должна быть: конкретной (выстраиваться с учетом потребности образовательного учреждения в контрольной деятельности); современной (опираться на идеи, теории разных наук, изучающих вопросы социального управления, в том числе управления педагогическими системами); логически непротиворечивой (согласованность идей, планов контрольной деятельности с теми концептуальными основаниями, в духе которых выстроена действующая модель образовательного учреждения).

Для проектирования системы внутреннего контроля важно определить функционирование области жизнедеятельности образовательного учреждения, охватываемые контрольными действиями. Для этих областей формируются конкретные, операционально-заданные цели образовательного учреждения. Именно эти области являются «сквозными» для всех подсистем и по ним производится сравнение ожидаемых и реальных результатов деятельности.

В состав конкретных функций системы внутреннего контроля входят следующие компоненты: контроль за текущим планированием деятельности учреждения; контроль, анализ, оценка и коррекция состояния и результатов образовательного процесса; контроль и анализ обучающей и воспитательной деятельности педагогических кадров; контроль за состоянием образовательной среды, материальной базы, за сбережением и расходом ресурсов; контроль за соблюдением правил охраны труда , техника безопасности и другие вопросы.

Можно выделить следующие функциональные области образовательного учреждения, значимые для системы внутреннего контроля: 1) обученность учащихся(система знаний, умений и навыков); 2) воспитанность учащихся (основы мировоззрения, мотивация, опыт деятельности, поведения, общения, социальные навыки, устойчивые качества личности, основы самовоспитания); 3) здоровье, здоровый образ жизни и другие.

Названные функциональные области являются общими для всех учреждений образования. Основные объекты контроля: санитарно-гигиенический режим и техника безопасности; охрана труда; оценка качества образования в творческих объединениях; сохранность здоровья учащихся; нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности; качество ведения учебной документации; программно-методическое обеспечение образовательного процесса; контрольно-оценочная деятельность образовательного процесса; работа с родителями; областные массовые мероприятия; повышение профессионального мастерства руководящих и педагогических работников; работа с педагогическими кадрами; контрольно-оценочная деятельность и другие .

Понимание функционального назначения внутреннего контроля позволяет сформировать требования ко всем элементам контрольной деятельности: ее целям, содержанию, формам организации, условиям и ресурсам, ее продуктам. Конкретные цели контрольной деятельности выстраиваются с учетом потребностей и с опорой на ценностные основания образовательного учреждения как системы, на специфические особенности управления педагогической системой, на представления о прошлом и настоящем состоянии учреждения, о тенденциях его развития.

Цели контроля выражаются в форме, позволяющей сравнивать фактически полученный результат работы с ожидаемым, учитывают возможности системы внутреннего контроля удовлетворять поставленным задачам. Большое значение для функционирования организационной структуры внутреннего контроля имеют виды связей между субъектами и объектами контроля, т.е. состояние взаимодействия: субординационные связи – кто, за что, где, когда, как, в какой форме, по каким вопросам отчитывается; координационные связи – кто, что, где, когда, как, во взаимодействии с кем контролирует; информационные связи –кто, кому, когда, какую информацию и в какой форме передает.

Любой из рассмотренных выше компонентов системы внутреннего контроля существует только во взаимодействии с остальными и ценен постольку, поскольку работает на свойства всей системы контроля. Важным ориентиром в обновлении моделей внутреннего контроля в профессиональном образовательном учреждении служит новое видение контрольной деятельности. В содержание контрольной деятельности входят планирование, организация и руководство контролем.

Условия, в которых осуществляется контрольная деятельность, можно разделить на внешние (учет потребностей заказчиков образовательных услуг, выявление новых возможностей и т.п.) и на внутренние (включение в контрольную деятельность членов педагогического коллектива, учащихся, других заинтересованных лиц и организаций). Продукты контрольной деятельности могут быть выражены результатом аналитической деятельности субъектов контроля и должны отражать способы преодоления выявленных отклонений от запланированных целей. К ним относятся контрольные решения по различным вопросам и выводы о состоянии педагогической системы учреждения образования.

Выполняя организаторскую функцию, субъекты управления согласуют контрольные действия «по вертикали» и «по горизонтали», формируют организационную структуру системы внутреннего контроля и привлекают к ней необходимых специалистов. Функция руководства призвана обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовленности субъектов контроля, организовать двустороннее общение контролируемых и контролирующих, довести до сведения членов педагогического коллектива все контрольные решения, а также информировать их о результатах контроля.

Принципиально важным является придание внутреннему контролю аналитически-программирующего характера. Осуществление такого контроля предполагает; глубокий анализ предстоящей деятельности и определение модели внутреннего контроля, ориентирующей контролирующих и контролируемых на пути решения задач; стимулирование контролируемых к повышению своей профессиональной компетентности; подведение итогов с оценкой результативности и эффективности. Повышению объективности контроля способствует использование при подготовке контрольных решений стандартов контроля, т.е. таких нормативных требований, которые заявляются в форме, позволяющей однозначно определить степень соответствия им объектов контроля.

Планирование контроля является органической составной частью плана на год и связи с другими его разделами. Планирование внутреннего контроля может осуществляется в различных формах: текстовой, табличной, графической.

Результатами контрольной деятельности являются достижение разномасштабных целей (стратегических, тактических, оперативных), функционирование и развитие, а также целесообразное управление этими процессами. Результаты контрольной деятельности должны быть итогом оценочной деятельности субъектов контроля, который представлен в тех же категориях, что и цели, и поэтому они принимаются всеми членами педагогического коллектива. Новые подходы к моделям внутреннего контроля предполагают новое видение взаимодействия функций управления. Контроль с другими функциями в рамках управленческого цикла, предполагает определенную поддержку с их стороны. Со стороны функции управления контроль получает поддержку в виде уже определенных целей образовательного учреждения.

Понятие «критерий» интерпретируется как мера отражения целостности свойств объекта, обеспечивающая его существование; как методологический инструментарий управления качеством образования (педагогический аспект); как основание для оценки реального уровня образовательных достижений. Основные функции критериев: прогнозирование результатов на основании данных о текущем состоянии объекта; диагностика – установление отклонений свойств объекта от принятого образца; проверка и оценка степени реализации поставленной цели; планирование и обеспечение достижения конкретных результатов. Каждый частный критерий характеризуется качественными показателями, которые отражают наиболее важные устойчивые свойства объекта, обеспечивающие его существование, и количественными показателями, которые задаются той или иной шкалой измерения. Главными характеристиками «показателя» являются конкретность, позволяющая рассматривать его как частное по отношению к критерию, т.е. представлять собой измеритель последнего, и диагностичность, позволяющая ему быть доступным для наблюдения, учета и фиксирования.

Контроль качества (мониторинг) как основная проблема современного дополнительного образования – сложная категория, отражающая соответствие ожиданий общества, требований науки , образования, культуры, экономики достигнутому фактическому результату. Управление качеством образования невозможно без отражений процедуры получения информации о результатах учебной деятельности. Система внутреннего контроля должна быть: конкретной, современной, логически непротиворечивой. Конкретные цели контрольной деятельности выстраиваются с учетом потребностей и с опорой на ценностные основания образовательного учреждения как системы, на специфические особенности управления педагогическим коллективом .

В государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» отлажена определенная система внутреннего контроля. Разработан и утвержден директором локальный акт «Положение о внутреннем контроле образовательной деятельности», в котором прописаны цели и задачи: содержание контроля, методы, виды, формы контроля и отчетности . (полный текст локального акта размещен на образовательном портале учреждения).

Ежегодно в начале учебного года создается и утверждается директором комиссия по осуществлению контроля, составляется и утверждается План внутреннего контроля ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко» (далее – План), который составляется в виде таблицы и имеет следующие графы.(таблица из плана)

На основании Плана во всех структурных подразделениях разработан план внутреннего контроля отдела, который также составляется на год и осуществляется по следующим направлениям:

- нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в структурных подразделениях учреждения;

- качество и эффективность образовательного процесса (промежуточная аттестация и качество освоения программ);

- программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- качество ведения учебной документации (проверка журналов учета рабочего времени , соответствие расписания  учебному плану и кален-дарно-учебному графику ); -посещение занятий педагогов  и другие .

Таким образом, контроль за образовательным процессом в  учреждении является одним из важнейших механизмов непрерывного совершенствования дополнительного образования и главным источником информации для принятия управленческих решений.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер