Направления конференции

Авторизация



Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в условиях учреждения дополнительного образования

Ф.Р. Травкина,

зав. отделом

художественной самодеятельности,

МАУДО «Центр развития

творчества детей и юношества»

г. Бугуруслан, Оренбургская область

 

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию  детей и молодёжи.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому.

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из задач современного образовательного учреждения.

На современном этапе развития системы образования деятельность учреждений дополнительного образования в реализации патриотического воспитания детей приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств.

Основные  задачи,  которые  ставит  себе  Центр развития творчества детей и юношества  в  гражданско-патриотическом  воспитании:

- разработать  и  внедрить  эффективные  методы  и  формы  работы,  способствующие  развитию  патриотизма  через  разнонаправленную,  активную,  творческую деятельность;

- развить  национальное  и  гражданское  самосознание  учащихся,  патриотическую  направленность  личности,  обладающую  качествами  патриота;

- сформировать  патриотическое  мировоззрение,  направленное  на  воспитание  гражданина-патриота;

- создать  условия  для  проявления  патриотических  знаний  и  способностей.

Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности учащихся на примере деятельности  нашего учреждения  имеет большое значение.  Основной путь формирования и развития творческих способностей детей - включение их в активную творческую деятельность. Над формированием патриотической позиции учащихся учреждение дополнительного образования работает во взаимодействии с образовательными организациями: образуется единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

Наше учреждение  стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не дополучает в детском саду, школе, и вследствие своей мобильности расширяет возможности для развития школьников. В частности, это касается знаний по истории и культуре родного края, формирующих гражданскую позицию ребенка.

Таким образом, Центр развития творчества детей и юношества в масштабах нашего  города  выступает в роли центра, координирующего усилия учреждений образования, культуры, основного и дополнительного образования в воспитании патриотизма детей и  молодежи.

Отдел художественной самодеятельности ежегодно проводит мероприятия, способствующие формированию гражданской позиции у детей.

Среди них городской фестиваль военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина», задачами которого являются: сохранение памяти исторического наследия Великой Победы,  выявление одарённых исполнителей, а также авторов, создающих песни патриотической направленности.

Чувство патриотизма у ребёнка формируется в основном в его школьные годы, а в дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребёнка с родной страной, с её культурой,  её прошлым,  духовным богатством, рождали в нём глубокий эмоциональный отклик.

Городской фестиваль «Этнографическая шкатулка» стал популярным среди школьников среднего и старшего звена. Фестиваль учреждён с целью популяризации этнокультурного наследия народов Оренбургской области, формирования толерантности и воспитания молодёжи на традициях взаимодействия разных национальных культур. Участие в фестивале предполагает разыгрывание обряда с использованием народных песен, игр, исполнения эпического произведения на языке этнокультур, дефиле участников в народных и обрядовых костюмах, выставку декоративно прикладного творчества, представление национального блюда.

Патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Для воспитанников детских садов проводится ежегодно городской фольклорный фестиваль «В гостях у самовара». В процессе подготовки к нему маленькие граждане России приобщаются к многогранному миру народного творчества, к истокам народной культуры, традициям и обычаям народов.

Примером для детей являются педагоги, участвующие в городском конкурсе художественной   самодеятельности среди работников образования «Обильный край благословенный». Цель данного конкурса - формирование уважения к историческому и культурному наследию своей малой Родины и России. В конкурсе с удовольствием  участвуют учителя школ, педагоги дополнительного и  дошкольного образования.

В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и учреждения дополнительного образования. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер