Авторизация
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в условиях учреждения дополнительного образования |
Ф.Р. Травкина, зав. отделом художественной самодеятельности, МАУДО «Центр развития творчества детей и юношества» г. Бугуруслан, Оренбургская область
В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию детей и молодёжи. Основная цель гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из задач современного образовательного учреждения. На современном этапе развития системы образования деятельность учреждений дополнительного образования в реализации патриотического воспитания детей приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств. Основные задачи, которые ставит себе Центр развития творчества детей и юношества в гражданско-патриотическом воспитании: - разработать и внедрить эффективные методы и формы работы, способствующие развитию патриотизма через разнонаправленную, активную, творческую деятельность; - развить национальное и гражданское самосознание учащихся, патриотическую направленность личности, обладающую качествами патриота; - сформировать патриотическое мировоззрение, направленное на воспитание гражданина-патриота; - создать условия для проявления патриотических знаний и способностей. Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности учащихся на примере деятельности нашего учреждения имеет большое значение. Основной путь формирования и развития творческих способностей детей - включение их в активную творческую деятельность. Над формированием патриотической позиции учащихся учреждение дополнительного образования работает во взаимодействии с образовательными организациями: образуется единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Наше учреждение стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не дополучает в детском саду, школе, и вследствие своей мобильности расширяет возможности для развития школьников. В частности, это касается знаний по истории и культуре родного края, формирующих гражданскую позицию ребенка. Таким образом, Центр развития творчества детей и юношества в масштабах нашего города выступает в роли центра, координирующего усилия учреждений образования, культуры, основного и дополнительного образования в воспитании патриотизма детей и молодежи. Отдел художественной самодеятельности ежегодно проводит мероприятия, способствующие формированию гражданской позиции у детей. Среди них городской фестиваль военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина», задачами которого являются: сохранение памяти исторического наследия Великой Победы, выявление одарённых исполнителей, а также авторов, создающих песни патриотической направленности. Чувство патриотизма у ребёнка формируется в основном в его школьные годы, а в дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребёнка с родной страной, с её культурой, её прошлым, духовным богатством, рождали в нём глубокий эмоциональный отклик. Городской фестиваль «Этнографическая шкатулка» стал популярным среди школьников среднего и старшего звена. Фестиваль учреждён с целью популяризации этнокультурного наследия народов Оренбургской области, формирования толерантности и воспитания молодёжи на традициях взаимодействия разных национальных культур. Участие в фестивале предполагает разыгрывание обряда с использованием народных песен, игр, исполнения эпического произведения на языке этнокультур, дефиле участников в народных и обрядовых костюмах, выставку декоративно прикладного творчества, представление национального блюда. Патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Для воспитанников детских садов проводится ежегодно городской фольклорный фестиваль «В гостях у самовара». В процессе подготовки к нему маленькие граждане России приобщаются к многогранному миру народного творчества, к истокам народной культуры, традициям и обычаям народов. Примером для детей являются педагоги, участвующие в городском конкурсе художественной самодеятельности среди работников образования «Обильный край благословенный». Цель данного конкурса - формирование уважения к историческому и культурному наследию своей малой Родины и России. В конкурсе с удовольствием участвуют учителя школ, педагоги дополнительного и дошкольного образования. В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и учреждения дополнительного образования. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи. |